В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА СТУДЕНТЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА ПРАЗДНИЧНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ

Published by Кирилл Сковорода on

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина (Тропарь, глас 4)

19 декабря 2022 года студенты Псково-Печерской духовной семинарии молились за праздничными богослужениями в день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.Общесеминарские всенощное бдение и Божественная литургия прошли в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря. Богослужение возглавил исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Иларион (Карандеев), которому сослужили: иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе семинарии; братия монастыря и студенты семинарии в священном сане. Богослужебные песнопения исполняли архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор монастыря под руководством инока Олега (Гладышева). За богослужением молились студенты семинарии, прихожане и паломники.Из века в век православные христиане устремляют к святителю Николаю свои молитвы и верят, что помощь придёт. И наши студенты молились сегодня, в начале экзаменационной недели, великому угоднику Божию о благоустроении дел житейских, прося молитвенного заступничества самого почитаемого не только на Руси, но и в мире святого.

О том, почему простые люди обращаются именно к святителю Николаю со своими нуждами, митрополит Псковский и Порховский Тихон сказал в своей проповеди по запричастном стихе в Никольском соборе в Изборске, где он возглавил Божественную литургию.  В своём архипастырском слове Владыка ректор отметил, что святитель Николай, как архиерей, хорошо понимает проблемы и чаяния людей:

«Поздравляю всех с престольным и любимым всеми православными днём – днём памяти нашего защитника от наших собственных глупостей; от тех проблем, которые мы сами создаём; от всего того, что восстаёт на человека в этой жизни неожиданно – святителя Николая.

Наверное, не раз вам рассказывали в проповедях о том, как однажды одного крестьянина постигли одна за другой неудачи: с земледелием, с коровками, с соседями, с женой. Пришла беда – открывай ворота. И вот он стал молиться. Думает: кому бы мне помолиться самому-самому близкому к Богу? В Евангелии он прочёл, что самый особенный человек – это Иоанн Креститель, потому что Господь сказал: Из рожденных женами не восставал бо́льший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф.11:11). Но всё равно бо́льший на земле… И он стал к нему молиться. И так усердно молился, что ему явился Иоанн Креститель и сказал: «Я пустынник. Всю жизнь провёл в пустыне в молитвах. Никакими хозяйственными делами не занимался. Вот у вас есть святитель Никола – к нему и обращайся. Он знает всё: ваши нужды, проблемы, всех ваших жён и детей. Он был епископом в большом городе. Он это всё знает».

Евангелие, которое читается сегодня, — Нагорная проповедь. Мы все знаем и помним её. Но очень важно понять, почему именно слова из Нагорной проповеди читаются в дни памяти святителей. Не в дни памяти преподобных, а именно в дни памяти святителей – епископов, ставших святыми, проживших жизнь, которая была призвана Церковью святой. Епископ должен уподобляться жизни Самого Христа. Это наше призвание. Другое дело, как мы это исполняем. Но призвание именно таково! Нагорная проповедь как раз говорит об удивительных истинах. Она говорит о том, каким Себя Самого мыслил Сам Господь Иисус Христос; как Он мыслил Своё всемогущество; через что оно воплощалось в Нём; как Он мыслил Своё всеведение; как Он мыслил Своё полное, неразрывное, неразделённое соединение с Богом. А мыслил Он совершенно поразительно – так, как мы и представить себе не можем. Могущество Он мыслил в смирении: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:3). Блаженны те, кто пришёл в этот мир, и выйдя из детского возраста (когда все детки радуются миру), сокрушается о его несовершенстве, когда своим опытом и опытом других людей только узнают, насколько страшен, несовершенен и зол этот мир, и плачут в душе об этом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4). Блаженны не настырные, не дерзкие, не жёсткие, а кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5:5).

В наш несовершенный, падший мир пришёл Богочеловек.  И Он комфортно здесь не устроился… совсем нет. Ему было здесь тяжело – так же, как тяжело каждому желающему жить по законам Божиим, а не по законам мира сего. «Комфортно» – отвратительное слово. Комфортно людям, живущим и стремящимся жить по законам мира сего. А Богу на земле было тяжко. Богу на земле приходилось терпеть всё – так же, как и нам приходится очень и очень многое терпеть. И не будем удивляться этому: мир во зле лежит. Даже само наше тело рано или поздно становится источником наших несчастий (болезней, боли). И душа, и мысли наши (поскольку они несовершенны, в падшем состоянии) тоже очень часто становятся источником огромных для нас проблем. Мысль какая-нибудь неправильная придёт… Сколько раз такое было! Мы за неё ухватимся, не понимая, что эта мысль-то бесовская или от нашего несовершенства. И начинаем энергично делать что-то такое, что приводит нас к беде. 

Блаженны детки! Господь говорил: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.19:14) — вот вам икона Царствия Небесное. Какие детки радостные и счастливые! Такие счастье и радость будут в Небесном Царстве, которое внутри нас. Отец Иоанн (Крестьянкин) был такой. Отец преподобный Серафим Саровский был такой. Отец Николай с острова был такой. Они уже перешли эти сложности жизни; они преодолели эти несчастья тем, что с какими-то смирились; какие-то победили; какие-то поняли, как апостол Павел, что мне на всю жизнь дана болезнь …ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор.12:7) — как он её называл.

Читайте Нагорную проповедь! И вы увидите, каким должен быть архиерей. Сравните с нами и увидите, что мы далеко не такие. Но зато самое главное, вы увидите, каким являлся Христос и является Христос; какими должны быть не только архиереи, но и все христиане. Святитель Николай явил собой этот высочайший образ богоподобия – преподобный… более чем подобный; правило веры и образ кротости (Тропарь, глас 4). Вот как мы его называем! Блаженный и кроткий. Образ кротости… Хотя со злом не мирился. Мы знаем, как он Ария… Помощи вам Божией! Храни вас всех Господь. С праздником святителя Николая!»