СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ В МИХАЙЛОВСКОМ СОБОРЕ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ

Published by Кирилл Сковорода on

25 декабря 2022 года, в Неделю святых праотец, исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) возглавил праздничное воскресное богослужение в Михайловском соборе. Ему сослужили: проректор духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), духовники курсов семинарии.
Богослужебные песнопения исполнялись братским хором под руководством помощника регента монаха Антония (Лисова). Студенты семинарии помогали в организации и проведении богослужения, молились вместе с монахами, паломниками и прихожанами.

Сегодня вспоминаются слова митрополита Тихона, нашего Владыки ректора,произнесённые в Неделю святых праотец четыре года назад, которые актуальны и сегодня:

«В преддверии Рождества Христова мы слышим особое Евангелие, которое направляет наш ум на то, чтобы осмыслить для самих себя, кто же для нас Бог; готовы ли мы ответить должным образом на то, что бесконечное и всесовершенное Божество, ни в чём не нуждающееся, создавшее безграничную вселенную и каждого из нас, пришёл на землю, стал, как мы, людьми, только для того чтобы вывести заблудившееся человечество, чтобы спасти каждого из нас, который притянул к себе своими грехами страдания и болезни и обречён на погибель. Какой ответ достойно и правильно может дать человек Богу, чтобы потом не было стыдно, чтобы мы не укоряли себя за недолжное отношение к своим родителям? Чего-то мы недодали им в заботе и почтении; чего-то не поняли, не осмыслили. Но приходит момент их смерти – и ничего не вернёшь! В нашем случае придёт момент нашей смерти, и тоже ничего не вернёшь.

В Евангелии есть слова, которые не всегда понятны людям: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, жены и детей, братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк.14:26). Это суровые, непонятные нам слова. Ведь мы любим своих близких. Господь Сам заповедует нам любовь к ближнему. Эти евангельские слова идут сразу после такой притчи Господа: Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донёс о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и ещё есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк.14:16-24).

Всех без исключения людей Господь Бог зовёт на великий праздник Царствия Небесного, где он всё Своё Царство и Самого Себя отдаёт людям. Но многие (как в притче) отказываются от этого. Мы с вами очень часто бываем такими безумцами. Нам часто в тягость молитва, духовная жизнь; нам тяжело заставить себя читать Священное Писание. Церкви приходится называть это правилом. Мы, как православные христиане, знаем и понимаем, что Бог сделал и делает для каждого из нас. Но Церковь вынуждена нам давать правило! Не искренне мы это делаем, а по правилам! Такова повреждённость человеческой природы; такова страшная болезнь всех нас. Званые все. А кто же избранный?

Апостол Иоанн Богослов, обращаясь к ученикам Христовым, говорит: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его(Ин.20:30). …имели жизнь во имя Его – перевести на русский язык можно как «И вы живите ради Него». Мы живём ради чего-то, в том числе и ради себя любимых; ради близких и любимых; ради работы; ради идеи. А апостол говорит: познав всё, что написано в книге вашей жизни, жизнь имейте во имя Его; живите ради Него; и только тогда будет благо вам и вашим ближним, о ком вы искренне, но часто бесполезно заботитесь. Жизнь иметь во имя Христа! Избрать Его главной целью в жизни. Кто сможет возвыситься до этих смыслов, до этого понимания, тот станет Божиим, реализует свою человеческую жизнь настолько, насколько это возможно, и насколько ждёт этого Бог.

Поэтому слова: Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, жены и детей, братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником(Лк.14:25) становятся для нас понятными. Это не ненависть как нелюбовь, а это любовь к Богу и всё остальное. Главное и всё остальное! Человек, сосредоточенный на себе, на семье, на работе, с трудом понимает это. Мы не призваны ломать человека, заставлять его любить Бога и не любить свою семью. Он должен беззаветно любить свою семью, но должен знать, как правильно строить эту любовь – через любовь к Богу. И тогда любовь к ближним, к детям, к семье, к делу усиливается, потому что эта любовь становится любовью и моей, и Божией. Мои силы умножаются силами Божиими.

Кто такие «званые»? Это мы все. Кто такие «избранные», которые дойдут до Вечери Христовой в Царствие Небесное, оставив всё (и волов, и работу), не разменяв на самое главное? Избранные– это те, кто избирает Христа. Избранничество православных христиан зависит от нас самих, от нашего произволения. Хотя есть особые благословения на каких-то людей, но в первую очередь мы сами должны избрать Христа как самую главную цель в нашей жизни. Бог любит более всего избранных – тех, кто избирает Бога; тех, кто, оставив всё, готов идти к Нему. Будем помнить этот непреложный Божественный закон – закон вхождения в Царствие Небесное. Обратив всё своё упование, всю свою любовь к Богу, начав жить ради Христа, мы исполним заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему. Только тогда разумно и действенно мы сможем принести пользу нашим близким – всем тем, попечение о ком нам дано Господом Богом» (Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец в Псково-Печерском монастыре 30 декабря 2018 года).