В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК ВЛАДЫКА РЕКТОР ВОЗГЛАВИЛ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ

Published by ppseminary on

6 января 2023 года, в Рождественский сочельник, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил богослужения в Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор духовной семинарии; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор духовной семинарии по воспитательной работе; братия монастыря в священном сане.

Накануне митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил два монашеских пострига и пресвитерскую хиротонию в день навечерия праздника.

По запричастном стихе Владыка ректор обратился к собравшимся с проповедью:

«Самое радостное послушание в монастыре – это коровник. Я долго не мог понять, почему же именно в коровнике так хорошо, мирно, благодатно. Есть много других уединённых послушаний, но коровник совершенно особенный. Пока сегодня снова, в который раз не услышал последнее на земле пророчество о Рождении Спасителя!

Сегодня в Евангелии мы слышали, как пастухам явились ангелы и сказали: «Ныне будет рождён вам Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знамение: найдёте Младенца, повитого пеленами, в яслях». А что такое ясли? Это кормушка для скота. В кормушке для скота найдёте Царя царей и Господа господствующих; найдёте Спасителя мира. Кормушка совершенно не изменилась с тех давних времён. Все, кто были в коровниках, в том числе и в нашем монастырском коровнике, видели эти деревянные кормушки – ясли, такие же, как были древле. И ведь это место совершенно особенное! Это икона места Рождества Христова! Вот почему там так мирно, спокойно, благодатно. Ты находишься внутри иконы места Рождества Христова.

Да, это было последнее пророчество. Но перед этим последним откровением пастухам о Рождении Христа Спасителя, по Рождестве положенного в кормушку для скота (потому что не было чете Иосифа и Марии места в гостинице; Пресвятая Дева родила в коровнике), это было последнее, но не первое пророчество. Сегодня длинная и удивительная служба. Как было бы хорошо, если бы все мы понимали смысл и устройство этой службы! Заметьте только одно: на царских часах, на паримии читались древние пророчества о Рождестве Христовом. На паримии читалась Книга Бытия о сотворении мира. И от того времени, от первого мгновения создания видимого и невидимого мира уже Пресвятая Троица задумала и готовила в Промысле Своём пришествие Одного из Святой Троицы – Сына Божия, в недрах Отчих почивающего; Бога, ставшего Человеком, чтобы прожить такую же жизнь, как и мы все, и ещё более тяжёлую, бесконечно более исполненную страданиями и постижением этого мира.

Кто, как не Господь Воплотившийся, знает, и страдания, и смущения, и сомнения, и немощи, и болезни каждого из Своих детей?! Нам не нужен другой Бог! Даже если б мы помыслили, какой бог может быть лучше для нас, разве нам, прожившим уже значительную часть жизни, а иногда значительную часть, испытав страдания, болезни, сомнения, отчаяние и уныние, не по сердцу Бог, Который испытал всё это вместе с каждым из нас, Своих детей? Сам Он, не имеющий ни в чём нужды, не испытывавший никогда страданий, пришёл, чтобы разделить тяжести жизни вместе со всем человеческим родом и с каждым из людей. Потому что Бог спасает не всех, а каждого… каждого верою своею устремляющегося к Нему; верою, исполненную дел. Пусть даже эти дела будут мгновенны, как у разбойника, который прожил жизнь злодея, а в последний момент совершил дело веры и исповедания в Господа Иисуса Христа: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк.23:42).

Мы слышали сегодня эти древние пророчества. Затем апостольские послания, где осмысливались апостолами эти пророчества и то, чему они были свидетелями; наконец многочисленные Евангелия, в которых рассказывалось уже о Рождении Господа Иисуса Христа, предречённом в Ветхом Завете, в пророках и праведниках. «Слава вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение» – этими словами нас приветствует Божественный мир. Ангелы воспевали это пение: «Слава вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». А кто такие «в человецех благоволение»? А что такое «благоволение в человецех»? Это тоже непросто. Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф.3:17), — сказал Господь, обращаясь к апостолам и ко всем людям, указывая на Господа Иисуса Христа. Не все люди в мире, в которых благоволение Божие. А что за люди, в которых Божие благоволение? Это те, которые сами благоволят устремляться к Богу. Тогда эта фраза звучит немного по-другому: слава вышних Богу и мир на земле тем, кто благоволит соединяться с Богом; кто благоволить жить по Его заповедям; кто благоволит любить Его. Мир именно этим людям.

При апостолах Спаситель говорит молитву к Своему Отцу: Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои (Ин.17:9). Воспевая это ангельское славословие, будем молить Господа, чтобы каждый из нас был, есть и оставался этим человеком благоволения – тем, кто возлюбил Господа Бога всем сердцем своим, всею душою, всей крепостью, всем помышлением своим и ближнего своего, как сам себя. Только такие люди обретают мир в благоволении Божием. Аминь».