СТУДЕНТЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА ТОРЖЕСТВЕННЫМИ БОГОСЛУЖЕНИЯМИ В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Published by ppseminary on

19 января 2023 года, в праздник Святого Богоявления, исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Михайловском соборе. Его преподобию сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе и братия обители в священном сане.

По заамвонной молитве, при пении тропарей «Глас Господень на водах», традиционный Чин о Панагии проследовал до кладезя преподобного Корнилия, где был совершён Чин великого освящения воды. На ступенях Успенской площади прозвучали молитвенные песнопения в исполнении архиерейского и братского хоров, в которых пели студенты.

От лица игумена монастыря митрополита Псковского и Порховского Тихона отец Иларион поздравил насельников, прихожан, многочисленных паломников и гостей обители с Крещением Господнем и поблагодарил верующих за совместную тёплую молитву.

Об удивительно светлом и радостном празднике Крещения Господня так сказал Владыка ректор 19 января 2021 года:

«Вспоминается крещение каждого из нас. Мы давали обеты, сердечные обещания Богу либо во взрослом возрасте, либо младенцами через наших родителей и крёстных родителей, поручившимися за нас перед Богом в том, что мы будем исполнять Его заповеди; будем стараться соблюдать свою добрую совесть. Апостол Пётр говорил: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет.3:21).

Готовясь к проповеди, я обнаружил удивительные слова святого Иоанна Златоуста, лучше которого не скажешь. Подвижник V века – прошло более полутора тысяч лет с тех пор, когда он жил. Какие свежие, мудрые, удивительно современные слова! Его поучения иногда жёсткие, но прямо направленные в сердца христиан. Наши предки, до того как были изобретены телевидение и кинематограф, до того как возникла художественная литература, читали самые сложные богословские тексты Григория, Василия и Иоанна Златоуста. Была отдельная книга, которая называлась Златоуст.

Святой Иоанн Златоуст пишет в своих «Беседах на послание к Римлянам»:  «Если ты участвовал в смерти и погребении, то тем более будешь участвовать в воскресении и жизни». Что означают эти слова? Мы, приобщаясь к Крещению Господню, совершая своё личное крещение, полностью погружаемся в Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Крещение — в переводе «погружение в воды». Мы погружаемся и в Его учение, и в Его страдания, и погребение вместе с Ним. Мы духовно спогребаемся вместе с Ним в Его страданиях за род человеческий и за нас самих, за правду и истину, за вечность, за уничтожение зла и греха! Мы готовы к этому даже до Его смерти и погребения и до наших смерти и погребения. И жизнь, и смерть посвящены Богочеловеку, которого мы обрели.

Если мы в страдании, в смерти, в учении и в жизни стараемся уподобиться Ему, то тем более, говорит апостол Павел, будем участвовать в воскрешении и вечной жизни. Иоанн Златоуст пишет: «В каком же смысле это есть воскресение? В таком, что грех умерщвлён, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская. А всякий раз, как слышишь о новой жизни, разумей великую перемену и большое превращение». Обращаясь к своим современникам, которые во взрослом возрасте приняли крещение, Иоанн Златоуст говорит: «Чрез десять или двадцать дней по принятии крещения мы уже переменяемся и снова берёмся за прежние дела».

А мы, к несчастью, после ещё одного крещения (покаяния – его святые отцы называют новым крещением) омываем своим покаянием наши грехи, а потом снова берёмся за прежние дела. Иоанн Златоуст пишет: «Апостол Павел требует от нас доброго поведения не на известное число дней, а на целую жизнь нашу, мы же возвращаемся на прежнюю блевотину, даже после юности, полученной от благодати, уготовляя себе прежнюю старость от грехов». Человек, вне зависимости от возраста, после крещения, после покаяния (которое есть тоже крещение), возвращается в юность души. Но когда он эту юность и эти силы предаёт и возвращается в свою ветхость, то он снова делает свою душу старой! Иоанн Златоуст пишет: «Ведь любовь к деньгам, служение гнусным страстям и всякий вообще грех обыкновенно делают старым всякого совершающего их, а ветхое и состарившееся близко к разрушению. Невозможно, подлинно невозможно видеть, чтобы и тело изнемогало от времени так, как портится и ослабевает душа от множества грехов. Она становится вполне пригодной для диавола. Таковы души грешников. Но не таковы души праведников — они юны и бодры, пребывают всегда в полном расцвете возраста, всегда готовы ко всякой борьбе и брани».

Вспомним отца Иоанна. Какой он был юный человек! А отец Адриан?! А отец Николай?! Все они были по-настоящему юными. Мы праздновали 90 лет отца Иоанна. Когда мы остались одни, он сказал: «Мне 90 лет. Я весь покрылся морщинами, старый. А в душе мне 22 года!» Он точно знал свой возраст! Он был таким, каким призывает быть святитель Иоанн Златоуст. Уж всячески Иоанн Златоуст пытался пронять своих современников и нас: «Но мы спим и храпим, притом тогда, когда имеем столь лукавого противника. И если бы мы узнали, что притаилась змея у нашей постели, то, конечно, приложили бы всё старание к тому, чтобы убить её. А когда диавол спрятался в наших душах, то мы думаем, что с нами не происходит ничего худого, а между тем мы уже пали. Причина же этого та, что диавола мы не видим телесными очами, хотя вследствие этого нам следовало бы более бодрствовать и быть осторожными. Ведь от видимого врага и уберечься можно легко, а от невидимого мы не можем спешно убежать, если не будем всегда вооружены, тем более, что диавол не умеет сражаться открыто, чтобы тотчас попасться в плен, но часто под видом дружбы впускает жестокий яд свой».

Не будем дружить с диаволом! Будем дружить со Христом. Иоанн Златоуст — самый современный и прекрасный проповедник в 21-м веке! Спаси Господи! С праздником!».

В течение праздничного дня семинаристы достойно потрудились у монастырского кладезя, помогая паломникам разливать крещенскую воду и приводя в порядок территорию монастыря.