ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СЕМИНАРИИ

21 апреля 2022 года, в Великий Четверг, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковской и Порховский Тихон возглавил Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. За богослужением молились студенты семинарии, братия монастыря, прихожане и паломники. Все причастились Святых Христовых Таин.

Страстная седмица – особое время воспоминания страданий Господа нашего Иисуса Христа. Каждый день посвящён определённому событию жизни Спасителя, которое важно для Церкви. Но Великий Четверг можно особо выделить и назвать его самым глубинным из всех.

В этот день, два тысячелетия тому назад, человек тесно соединился с Богом и стал причастным Ему как никогда! Сам Господь заповедовал нам совершать это действо в память о Нём: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:25-27). На Божественной литургии священник произносит: «Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие: Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!».

В народе Великий Четверток получил название Чистый четверг. Для человека невоцерковлённого, не знакомого со Священным Писанием, естественно в этот день наводить порядок в своём доме: чистить и мыть всё. Но поскольку Бог говорил о теле человека, как о храме, в котором обитает душа, как в некоем сосуде, подобает нам не дома материальные вычищать, уподобляясь фарисеям, а сосуды своего сердца, из которого исходят злые помыслы, превращающиеся в злые дела. Как сказал святитель Василий Великий, «истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления».

Вспоминается Тайная Вечеря, на которой, как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), «соединились с Иисусом Христом ближайшие Его ученики, достойные своего Учителя. Здесь, на этой вечери, нет места недостойным; в этом чертоге должна царить только любовь и искренность. Поэтому-то льстивый и беззаконный Иуда, получив от Господа кусок хлеба, удалился из Сионской горницы: его черная совесть не могла выдержать той Божественной любви, которая сияла на лицах Самого Господа и Его верных. Двери за Иудою затворились, и он уже навеки погиб».

В греческом тексте, на языке которого написан оригинал Евангелия, в месте, где Господь говорит о том, что «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53), употреблён греческий глагол «пережёвывать». Для людей того времени, которые расценивали слова Спасителя не духовно, это было равно призыву к людоедству. И поэтому многие ученики покинули Его — уж очень странно для них было это слышать.

Но чуть позже, когда с Ним остались верные ученики, Спаситель объяснил эти слова: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26). Однако среди этих двенадцати учеников был один, который тоже вкусил хлеб и вино, сделавшиеся после благословения Телом и Кровью Христовыми. Он предал Спасителя, продал Его за тридцать сребреников (столько стоил беглый раб в то время); а потом пошёл и повесился.

В Святой Церкви сложилась благочестивая традиция, когда каждый христианин приступает к Божественному Таинству и становится членом Тела Христова, чтобы нас оживотворяла, очищала Его Божественная Кровь. Апостол Павел в своём послании к Коринфянам предостерегает нас от того, чтобы никто не приступал к Чаше Господней недостойно, потому что «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30). Об этом же говорит притчами и Иисус Христос.

На вопрос учеников, кто может спастись, Господь произнёс: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26). Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Где же взять для души одеяние светлое, чтобы войти безбоязненно в чертог Христов?  До тех пор, пока мы имеем дерзновение пред Спасителем нашим Иисусом Христом и нелицемерную надежду упования на Его милосердие, светлых одежд для нас сколько угодно. Эти одежды раздает для вечери Сам же Господь наш, выбирай любую и проси: «Просвети одеяние души моея, Светодавче,и спаси мя»!

А мы, во всём полагаясь на Господа, взываем к Нему: «…да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» (Мф.6:10).

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь