СТУДЕНТЫ I КУРСА ПОСЕТИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А.С. ПУШКИНА «МИХАЙЛОВСКОЕ»

2 октября 2022 года первокурсники со своим духовником отцом Никоном (Гороховым) провели в Пушкинских Горах.

Экскурсия по Пушкиногорью началась с посещения Свято-Успенского Святогорского монастыря, основанного по повелению царя Ивана IV в 1569 году после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери. Обитель стала последним земным приютом Александра Сергеевича Пушкина, где тело великого русского поэта было предано земле 6/18 февраля 1837 года у алтарной стены Успенского собора.

10 февраля 2022 года, в 185-ю годовщину гибели Александра Сергеевича Пушкина, исполняющий обязанности ректора семинарии митрополит Тихон обратился ко всем поклонникам великого таланта со словами:

«Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв…»

На создание этого стихотворения, написанного незадолго до смерти поэта в 1936 году, поэта вдохновила покаянная молитва святого Ефима Сирина. Мы благодарны Александру Сергеевичу Пушкину, как гениальному поэту, который открыл для нас красоту мира и нашего Отечества; высокую поэзию и особенный путь изменения человека в этом мире. От верующего отрока — к юноше атеисту; от атеиста – к верующему православному христианину прошёл путь Александр Сергеевич Пушкин. Он прошёл путь от вольнодумца и ниспровергателя трона до убеждённого мужественного государственника, любящего и серьёзно понимающего путь России. Он прошёл путь от человека, который легкомысленно, а подчас жестоко относился к женщине, до мужа, который с благоговением и бесконечной любовью и ответственностью относился к своей супруге, отдавшем жизнь за её честь, как он считал правильным по дворянским обычаям и законам того времени. Господь ему судья.

Александр Сергеевич Пушкин – уникальное явление в нашей жизни. Русский литературный критик Белинский говорил, что «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни. А мы можем сказать, что сам Пушкин – энциклопедия нашей русской жизни, по которой мы можем изучать самих себя. Это единственный в своём роде человек, который так открыл свою душу, помыслы и искания, свои падения и восстания, свои заблуждения и открытия в своих произведениях, письмах, воспоминаниях современников. Само его явление Пушкина в наш мир носит промыслительный характер. Мы можем учиться на его хорошем и дурном примере, соглашаясь и принимая доброе и прекрасное и отвергая опасное и ужасное. И того, и другого было вдоволь у Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин совершал грехи… иногда так талантливо и гениально. Но в молитве святого Ефрема Сирина, которую он переложил на стихи, есть слова:

«Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи…»

Это предпоследняя строфа стихотворения-молитвы. Стремление к покаянию, конечно, у него было. Мы не судьи великому человеку. Но мы можем для себя сделать вывод: как опасно осуждение и опрометчивое заклеймение человека страшными словами.

Александр Сергеевич Пушкин не перестаёт нас учить. Необычайно важно для каждого думающего человека изучать его наследие – как наследие гения и как наследие прозрачнейшего человека в нашей истории. Но самое главное – он менялся, каялся. Он покаялся перед смертью. Священник, который причащал его, сказал: «Я самому себе желаю такого конца, какой он имел…» Он возлюбил высшей любовью Бога, которого он искал всю свою жизнь, терял и снова находил. Он возлюбил людей, ради которых он трудился. Ему казалось, что он пишет ради музы. Но в конце жизни он сказал:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

Два года провёл Пушкин в ссылке в Михайловском, родовом имении матери, «…где я провёл изгнанником два года незаметных…». Как и во времена поэта студентов встретили «…в багрец и в золото одетые леса…»

Вначале сосланный Пушкин заскучал, но потом понял, что лучшего времени и места для литературного творчества ему не найти, и он погрузился в работу. Здесь он закончил поэму «Цыганы», переработал впечатления южной ссылки, в результате которых появились поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Евгений Онегин», «Граф Нулин».

Будучи в Михайловском, он получил доступ к хранившимся в Святогорском монастыре летописям, изучил историю Карамзина и со свойственной ему скрупулезностью написал историческую поэму «Борис Годунов».

В Михайловском поэт переосмысливает тему любви. В своих стихотворениях Пушкин интерпретирует любовь как что-то выше земной страсти.
В своей любовной лирике автор затрагивает множество тем, рассуждая о месте человека в обществе, о своей жизни; он задумывается об утраченной любви, тем самым наполняя свои произведения печальными мотивами:

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»

Возможно, тот самый дуб у лукоморья…
Возможно, тот самый дуб у лукоморья…

Студенты выражают глубокую благодарность Ольге Николаевне Сандалюк, хранителю коллекции живописи Пушкинского музея-заповедника, за незабываемые впечатления от посещения поэтической родины гения русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

 

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь