В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ОТПРАЗДНОВАЛИ ПАМЯТЬ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ» ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ

20 октября 2022 года, в день памяти чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил братскую Божественную литургию в Успенском храме Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Ему сослужили исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев), первый проректор иеродиакон Андрей (Коротков), проректор по воспитательной работе иеромонах Прохор (Андрейчук), братия в священном сане. За богослужением молились монашествующие, послушники, трудники и студенты семинарии.

Святая Православная Церковь вспоминает в своём календарном круге около 260 чтимых и чудотворных икон Божией Матери. Все они связаны с множеством историй как целых государств, их правителей и народов, так и обычных семей, простых людей. Не счесть чудесных явлений и фактов благодатной помощи и заступничества Божией Матери человеческого рода через Её святые образа.

Икона Божией Матери «Умиление» была принесена в Псково-Печерский монастырь в XVIвеке, когда монастырём управлял будущий преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Множество людей получили от неё исцеление от различных болезней. Эта чудотворная икона прославилась тем, что через неё не раз Божия Матерь подавала спасение русским землям и русскому народу от врагов.

Особую народную любовь и почитание икона получила во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. За несколько дней до осады города Пресвятая Богородица явилась благочестивому старцу Дорофею. Она предупредила его о предстоящем бедствии; объяснила причину несчастья, постигшего людей за их грехи, и указала выход из него. Из Псково-Печерского монастыря привезли две чудотворные иконы Божией Матери «Умиление» и «Успение», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самой Богородицей.

Стотысячной польско-литовской армии, которая окружила город, противостоял гарнизон численностью до пятнадцати тысяч человек, включая женщин и детей. За пять месяцев осады поляки тридцать раз штурмовали Псковский кремль, бомбардируя калёными ядрами крепостные стены, одно из которых попало в икону Божией Матери, ноне повредило ни её, ни защитников города. Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией Ям-Запольский мирный договор на десять лет. В память чудесного избавления Пскова от неприятеля, в царствование Фёдора Иоанновича, святой образ был украшен жемчугом и драгоценными камнями.

В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских, польских завоевателей, которые бесчинствовали на западных рубежах Русского государства. Много раз Псков находился под угрозой разрушения иностранными захватчиками. Но покровительство Божией Матери помогало отстоять свободу.

Во время вторжения в Россию войск Наполеона в августе 1812 года быстро продвигавшиеся французские войска захватили соседний Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Иконы Божией Матери «Умиление» и «Успение», хоругвь с ликом Спаса Нерукотворного снова привезли из монастыря в Псков. 7 октября был совершён крестный ход с чудотворными святынями вокруг города. В тот же день русские войска отбили Полоцк; Псков оказался вне опасности.

В память этого события в Псково-Печерской обители был возведён Михайловский собор в честь святого Архистратига Божия Михаила, у правого клироса которого хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление», одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.

Митрополит Тихон в своём архипастырском слове сказал:

«Елеуса» – «Умиление»… Так, казалось бы, одинаково, но по-разному, по сути, мы называем эту икону. Мы не раз говорили о том, насколько важно знать смыслы слов так, как определила его Святая Церковь Духом Святым. От этого очень зависит наше правильное предстояние перед Богом; возможность не уйти в соблазнительные прелестные состояния.

Когда мы обращаемся к Духу Святому «Утешитель…» — это совсем не значит наши человеческие утешения, которые порой не выходят за рамки человеческого сочувствия. Истинный Утешитель даёт силы жить дальше и преодолевать самые тяжелейшие испытания, которые посылаются нам в этой жизни. Дух Святый Утешитель наделил мудростью, Божественным знанием апостолов; и они смогли преодолевать любые испытания и страдания. Наш старец отец Иоанн, которого тоже называли «всероссийский утешитель», не просто говорил добрые и приятные слова, на какое-то время создававшие некое обезболивание в нашей душе. Нет! Он давал силы для дальнейшей жизни, для преодоления всего, что нам необходимо преодолеть и стать победителями.

«Со умилением сердец наших к иконе Божией Матери преклонше колена помолимся!» Что это означает? «Елеуса» (Ελεούσα) – в переводе с греческого языка «милующая, сострадающая». Вот что почувствовало православное человечество в Пресвятой Богородице в молитве к Ней. Вот почему множество самых разных икон называются «Елеусой» — милующей, сострадающей. Это опыт множества молящихся – молитвенников великих и тех, которые молятся в отчаянии, как за последнюю надежду хватаясь за эту молитву к Божией Матери. И Она не посрамляет от Неё милости, сострадания. А милость – это действенное явление в нашей жизни. Оно может быть духовным; оно может быть событийным в обстоятельствах жизни. Но это то, что облегчает грехи, наши проступки, ошибки и утверждает нас вновь в христианской жизни.

Русское слово «умиление» особое. Это некое размягчение сердца, некая нежность внутренняя; это даже сентиментальность. Но в православном обиходе таких чувств нет. Святые отцы говорят, что всё, что связано с чувственной расслабленностью, которая даже на время приносит нам утешение, надо отсекать. «Умиление» в переводе с церковнославянского языка – это сокрушение и покаяние. А мы в Церкви думаем, произносим и душевно молимся на церковнославянском языке. И тогда становится ясным, что мы говорим: «Ко Пресвятей Пречистей Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице с покаянием, сокрушением сердца и смирением помолимся», а не в расслабленных чувствах, некоей чувственной нежности. Как важно подготовить своё сердце к молитве правильно!

Святые отцы не устают повторять: в покаянии и смирении наше спасение. Не в чувственных восторгах и даже не в чувственных по-мирскому утешениях, а именно в покаянии и смирении. Божия Матерь — милующая и прощающая, а мы – кающиеся и смиренные. Вот правильное предстояние перед Святой Богородицей, как перед Матерью, как перед великой Заступницей, как «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Но это не исключает того, что мы ждём от неё и материнской нежности, и любви, и всепрощения, и великой помощи, силу которой дал Ей Господь – силу и власть оказывать помощь смиренным, кающимся, сокрушаемым.

Поздравляю вас с праздником святой иконы «Елеуса» — святой иконы «Умиление» Псково-Печерской. Так получилось, что именно здесь, в Печорах, монахи особым образом прочувствовали это величайшее и действенное предстояние смиренного и кающегося сердца перед милующей Пресвятой Богородицей. Аминь».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь