24 октября 2022 года, в день семилетия своей епископской хиротонии, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную литургию в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря.
Владыке ректору сослужили: исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Иларион (Карандеев); наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря игумен Серафим; проректор по воспитательной работе иеромонах Прохор (Андрейчук), духовник IV курса иеромонах Матфей (Самохин), студент IV курса иерей Виталий Гук, первый проректор иеродиакон Андрей (Коротков).
По окончании богослужения митрополит Тихон обратился к присутствующим со словами проповеди:
«Идя на Голгофу «нашего ради спасения», Господь был готов ради каждого из нас, ради всего человеческого рода отдать всего Себя, Тело и Кровь Свою, чтобы Телом насытить и Кровью, омыть все наши грехи; всю нашу грязь, страшную нечистоту, скопившуюся в каждом человеке и во всём человеческом роде; взять на Себя все грехи, всё зло, привнесённое каждым из нас в мир; всю боль, болезни и преобразить их в будущее блаженство в Царстве Небесном.
На Востоке был обычай: когда путник приходил в гости, хозяин омывал от грязи, пота, пыли его ноги. Но накануне Своих крестных страданий, накануне омовения грехов всех людей Кровью Спасителя, хозяин дома фарисей Симон даже не дал Ему воды, чтобы омыть ноги; не послал последнего своего раба, чтобы исполнить этот обычай. И вот подошла женщина, которая (как сейчас бы сказали, имела ужасную репутацию в этом городе – женщина-блудница, продававшая себя) слезами своего покаяния перед Праведником, перед Пророком, перед святым Божиим омыла эту пыль, раны и кровь Спасителя. Ничего высшего на свете нет! Потом взяла самое дорогое, что было у неё – скляницу с драгоценным миром – и омыла после своих слёз этим миром ноги Спасителя.
Святые отцы единодушно говорят, что евангелисты особым образом оставили это в памяти всего человечества, напоминая нам о том, что Того, Кто Кровью своею омывает наши не прощаемые смертельные грехи (только Он это делает!), мы можем почтить лишь одним – покаянием, образом которого являются покаянные слёзы. Это бывает очень искренне; это бывает иногда, с точки зрения мира, просто неприлично – покаяние человека. Светский человек, заходя в храм и видя, как люди становятся на колени, чувствует себя не в своей тарелке; он чувствует, что происходит что-то такое, что он не может понять. Понимает это только христианская душа.
Я вспоминаю историю, которую мне рассказали. Однажды митрополит Никодим рукополагал в Ярославле одного диакона во священники. Диакон был огромный; долгие годы служил. В этом же храме стоял гроб с матерью митрополита Никодима; он должен был отпевать её сразу. Этот неуклюжий огромный диакон, преклонив колено перед престолом, возложив главу свою на престол, а на главу его возложил руки митрополит с чтением молитв, разрыдался, чувствуя своё недостоинство, в глубочайшем смирении. Когда он встал, митрополит увидел, что у него не только слёзы, но и, как бывает при страшном надрывном рыдании, когда человек не контролирует себя, у него из носа текло, из очей. И когда митрополит Никодим вывел его к народу, взял своей огромной пятернёй, протёр его лицо вместе со слезами и соплями, благоговейно омыл всем этим своё лицо и сказал: «Вот оно – миро, принесённое Богу».
Евангелисты оставили эту историю в Святом Евангелии, чтобы ещё и ещё раз напомнить нам, что Богу нужно только одно: ничего другое – ни одежда, ни саны, ни то, что мы там особые какие-то православные христиане — ничего другое, кроме как покаяния и смирения. Если будет всё, но не будет покаяния и не будет смирения, то мы не станем учениками Христовыми. Мы будем, как не понявшие ничего в своей жизни Симон фарисей, который брезгливо смотрел на всю эту картину и с высоты своей учёности и мудрости недоумевал и на Спасителя мира, и на кающуюся и спасённую грешницу, которой Господь отпустил все грехи. Аминь».