27 ноября 2022 года исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил праздничную Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Тарский и Тюкалинский Пётр, первый проректор иеромонах Андрей (Коротков), проректор по воспитательной работе иеромонах Прохор (Андрейчук) и братия монастыря в священном сане.
За богослужением митрополит Тихон рукоположил в диаконский сан келейника архимандрита Антония (Гулиашвили) Валерия, который служил батюшке двадцать лет, до самой его кончины.
После праздничной трапезы братия с учащимися и гостями возгласили многолетие имениннику — студенту первого курса Филиппу Журавлёву.
За богослужением читался отрывок из Евангелия от Луки о милосердном самарянине и о любви к Богу и ближнему. Евангельской притче была посвящена проповедь Владыки ректора:
«Сегодняшнее Евангелие являет нам, как в малой капле, всё благовестие Христово, всё учение нашего спасения. К Господу подошёл юноша законник и, как в Евангелие сказано, испытывая Его, искушая Его, с какой-то поддёвкой, с надеждой смутить Его или ввергнуть в ошибку, спрашивает: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.10:25) И Господь, зная, что он с нелукавым сердцем подошёл к Нему, говорит: «В законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и все. Душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк.10:26-28). И тогда законник спрашивает: «А кто мой ближний?» (Лк.10:29)
На это Господь рассказывает ему притчу, которую мы прекрасно знаем – о человеке, который шёл из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили, ограбили. И когда он лежал еле живой, мимо него прошли его единоплеменники — священник и младший священник левит — и даже не помогли ему. И только иноплеменник самарянин, представитель народа, который иудеи презирали, всем сердцем и делом помог этому несчастному; отвёз его в гостиницу, омыл раны и даже оставил средства, для того чтобы о нём позаботились.
Господь спрашивает у этого законника иудея: «Кто из этих троих, думаешь ты, был попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость» (Лк.10:36-37). И Господь говорит ему не о том, что тот, кто помог ему, тот будет его ближний. Он не говорит об этом, потому что это было бы торговлей – дашь на дашь (тебе помогли – и этого человека считай твоим ближним). Иисус сказал другое: «Иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).
На самом деле эта притча и вся эта история бесконечно глубже. Во-первых, Господь услышал (и мы вместе с Ним) истинное, правое исповедание главных заповедей Христовых – о любви к Богу и о любви к ближнему. А вот только вопрос – такой же, как вопрос о ближнем: а что такое любовь? Можно искать множество определений этого великого слова, но любить – это значит предпочитать кого-то больше, чем себя. Вот это удивительно: предпочитать кого-то, интересы кого-то, нужды кого-то больше, чем свои.
То же самое относится и к Богу. Когда мы исполняем заповеди Божии, мы любовь к Богу ставим на первое место, а свои желания – на второе. Вот сейчас у нас будет пост. Мы все любим вкусно поесть. А мы ограничиваем себя ради послушания Церкви, ради послушания Христу. И мы предпочитаем Его повеление (а повеление Церкви – это повеление Божие) и извергаем из своего сердца наши желания, наши страсти, наши хотения и исполняем веление Божие, потому что любое наше страстное хотение занимает место Бога в нашей душе. Нам не очень хочется потратить своё время, силы, средства на нужды какого-то человека. Хочется по-человечески, по падшему человеческому естеству потратить на себя. Как говорит нам Господь, понуждающие себя обретут Царствие Небесное. Понуждающие себя… И тогда мы, из любви к ближнему, как к самому себе, освобождаем место самости, самолюбия; то место Божие, место любви, которое занято у нас самолюбием, мы освобождаем для Бога и для ближнего. Все заповеди именно об этом и говорят: не гневайся, не убий, не осуждай, не укради, не завидуй и так далее. Место, где мы предпочитаем себя, мы изгоняем из своей души с этого места Бога. А там, где мы не предпочитаем себя, там мы созидаем Царствие Небесное, которое, по слову Господню, внутри нас есть. И только от нас зависит, будем ли мы жить в Царствии Небесном на земле и в пакибытии или не будем.
А как жить в Царствии Небесном? Вот так – исполняя заповеди Божии из любви к Богу и заповеди любви к ближнему. Надо строить отношения с людьми так, как будто бы мы уже живём в Царствии Небесном, где предпочтение в первую очередь – это любовь к ближнему; где предпочтение в первую и главную очередь – любовь к Богу. Мы так начнём навыкать жить в Царствии Небесном, понуждая себя, потому что никакого пути другого в Царствие Небесное нет ни для кого. И великие святые, которым были дарованы великие откровения, понуждали себя. Дети маленькие понуждают себя ходить; в учении мы понуждаем себя. Чтобы сохранить любовь, мы должны понуждать себя к её проявлению в нас, вырывая плевелы – сорняки неприязни, осуждения, гордости — и насаждая вновь настоящие чувства, приносящие плоды любви, милосердия, сочувствия.
Такой урок нам сегодня преподносит притча Господня. А притча всегда преподносит урок! Не просто быть милосердными, но жить законами Царствия Небесного, которые мы сами должны полюбить; и тогда только мы его обретём, потому что тогда благодать Божия будет в нас это всё развивать; будет в нас утверждать и раскрывать так, что человек будет общаться с Богом; человек будет истинным Его учеником. Царствие Небесное — выше всякого разума и познания — будет раскрываться в человеческой душе. И воля Божия будет твориться в человеке беспрепятственно и будет раскрываться для человека явственно и деятельно.
Вот такие удивительные знания, опыт, наставления мы получаем в Священном Писании. Те, кто не читает Священное Писание постоянно, бесконечно обедняют себя; они не дают возможности Царствию Небесному проникнуть в наши души и утвердиться в них. Обязательно читайте Священное писание и сами размышляйте о нём! И конечно же, читайте толкования на Священное Писание. Это главный наш духовный труд – молитва и постижение Священного Писания».