Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к 10-й евангельской стихире на церковнославянском языке.
Одним из 11 уставных евангельских чтений на воскресной утрени является чтение о чудесном улове рыб в один из первых дней по Воскресении Христа (Ин. 21, 1–25). На каждое такое воскресное чтение написаны стихиры, которые исполняются на утрени «на Славу», перед великим славословием.
Рассмотрим один из гимнов Октоиха – 10-ю евангельскую стихиру 6 гласа на церковнославянском языке:
«По еже во ад сошествии, и еже из мертвых Воскресении, скорбяще якоже достояше, о разлучении Твоем, Христе, ученицы на делание обратишася, и паки корабли и мрежи, и лова нигдеже. Но Ты, Спасе, явився яко Владыка всех, одесную мрежи повелеваеши воврещи, и бысть слово дело вскоре, и множество рыб многое, и вечеря странная готова на земли: еяже причастившымся тогда Твоим учеником, и нас ныне мысленно сподоби насладитися, человеколюбче Господи».
Греческий оригинал десятой евангельской стихиры таков:
«Μετὰ τὴν εἰς ᾍδου κάθοδον, καὶ τὴν ἐκ νεκρῶν Ἀνάστασιν, ἀθυμοῦντες ὡς εἰκός, ἐπὶ τῷ χωρισμῷ σου Χριστὲ οἱ Μαθηταί, πρὸς ἐργασίαν ἐτράπησαν· καὶ πάλιν πλοῖα καὶ δίκτυα, καὶ ἄγρα οὐδαμοῦ. Ἀλλὰ σὺ Σῶτερ ἐμφανισθείς, ὡς δεσπότης πάντων, δεξιοῖς τὰ δίκτυα κελεύεις βαλεῖν· καὶ ἦν ὁ λόγος ἔργον εὐθύς, καὶ πλῆθος τῶν ἰχθύων πολύ, καὶ δεῖπνον ξένον ἕτοιμον ἐν γῇ· οὗ μετασχόντων τότε σου τῶν Μαθητῶν, καὶ ἡμᾶς νῦν νοητῶς καταξίωσον, ἐντρυφῆσαι φιλάνθρωπε Κύριε»[1].
Перевод звучит так:
«После сошествия во ад и Воскресения из мертвых, печалясь, как и естественно в разлуке с Тобой, Христе, ученики к работе обратились; и снова – лодки, и сети, и улова нет. Но Ты, Спаситель, явившись, как всего Владыка, повелеваешь справа от лодки закинуть сети, и слово тотчас стало делом: и рыб множество великое, и трапеза необычайная готова на земле. Как в ней приняли участие тогда Твои ученики, так и нас ныне мысленно насладиться ею удостой, человеколюбивый Господи!»
Христос сходит во ад
Одна из ключевых тем настоящей евангельской стихиры – сошествие Христа во ад.
Местоимение «еже» в самом начале стихиры никак не должно смущать читателя или слушателя, поскольку при переводе на русский язык слово пропадает. Это особенность грамматики церковнославянского языка. Обычно «еже» употребляется по соседству с причастиями или прилагательными, но конкретно в этом случае таковых не было. Затруднительно найти и русский эквивалент слову, которое осталось без перевода[2].
«По еже во ад сошествии, и еже из мертвых в Воскресении»: размышляя о первой теме стихиры, невольно можно натолкнуться на экзегетическую проблему: почему Христос находился три дня во гробе. Это есть исполнение пророчества, образ Ионы.
«Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сие сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму; чтобы смертное было поглощено жизнию, а зло обратилось в ничтожество, по истреблении последнего врага, который есть смерть (1Кор. 15, 26). Вот что совершено для тебя в тридневный срок», – пишет святитель Григорий Нисский[3].
Спаситель Христос совершил победу над смертью, разрушив адовы врата
Еще одна любопытная интерпретация – жертва начинается от событий Тайной вечери[4].
Спаситель Христос совершил победу над смертью, разрушив адовы врата. Он пребывает везде (вездесущий), даже за пределами тварного вообразимого мира, Вселенной. Ветхозаветный псалмопевец Давид воспевает:
«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: ‟может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет”» (Пс. 138, 7–12).
Мысленное основание Креста Божия пронзает невидимый человеческому оку ад, а Распятый обнимает наш зримый мир Своим Пречистым Телом. Одновременно пребывая в гробу, аде, раю и на Кресте – все одновременно есть Господь наш Иисус Христос, вторая ипостась Святой Троицы. Его Божественная природа не отделяется ни от тела во гробе, ни от души во аде. С момента, когда Бог становится человеком, Его Божество от человечества уже никогда не разлучится.
Скорбь учеников
«Скорбяще якоже достояше, о разлучении Твоем, Христе» – ощутив чувство осиротения, ученики Христовы «скорбяще якоже достояше», то есть опечалились.
Мы знаем, что Сам Господь опечалился и прослезился (Ин. 11, 35), когда узнал, что его друг Лазарь умер. Это норма человеческой природы («якоже достояше»). Иначе это называется неукоризненными страстями, то есть последствием грехопадения, которые Господь воспринял в человеческой природе по воплощению[5].
При этом Христос не воспринял греховные страсти. Например, есть гнев греховный, направленный на человека, а есть гнев Божий, то есть праведный гнев (Еф. 4, 26), какой должен был быть у праматери Евы в раю на хитрого змея. Преподобный Иоанн Дамаскин относительно этого пишет:
«Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества»[6].
Апостолы – снова рыбаки
«Ученицы на делание обратишася, и паки корабли и мрежи, и лова нигдеже» – ученики Христовы снова принялись за рыболовство, как это делали до призвания на апостольское служение (Мф. 4, 18–19).
Стоит отметить, что в Священном Писании отражено достаточное количество образов морской тематики. Главный образ – Сам Ихтис – Рыба, Которая имеет евхаристическое значение. Оно прослеживается в трапезе Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении (Ин. 21, 9–22): именно на 10-е воскресное Евангелие написана настоящая стихира 6 гласа.
В ту ночь совсем не было улова (Ин. 21, 3). Можно предположить, что эмоциональное состояние учеников Христовых становилось все более подавленным. Наутро им является Господь и повелевает «одесную мрежи… воврещи». Так Он в очередной раз испытывает веру апостолов.
Господу важен каждый человек. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «У Бога нет забытых людей. И Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой!» Бог явит нам то, чего мы не ожидаем. Если бы когда-то Дева Мария не поверила словам Архангела, родился бы Христос? В конкретной стихире также приведено: «и слово тотчас стало делом»[7].
Для начала нужно воскреснуть самому; и только тогда освятит Господь
Апостол Павел подсказывает, что для начала нужно воскреснуть самому; и только тогда освятит Господь (Еф. 5, 14), то есть нужно начать с усилий; и тогда Спаситель подхватит дело спасения грешного человека посредством синергии (соработничества) на пути к его духовному совершенствованию.
Вечеря странная готова на земли
«И вечеря странная готова на земли: еяже причастившымся тогда Твоим учеником, и нас ныне мысленно сподоби насладитися, человеколюбче Господи» – так заканчивается 10-я евангельская стихира.
Здесь речь идет о вечерней трапезе Христа и апостолов накануне праздника Пасхи.
«Вечеря» – «ужин, вечерний пир»[8].
Почему ужин был «странным»? Церковнославянский перевод слова «странный» – «удивительный, чудный, неизъяснимый»[9]. Говорится об удивительной пище – метафизическом Преложении хлеба и вина в Самые Пречистые Тело и Кровь Господни. Безусловно, здесь присутствуют древние священные аллегории: встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт 14, 18–20), манна в пустыне (Втор 8, 3; Ин 6, 31–32).
Логично и продолжение, в котором содержится вопрошание каждого православного христианина: «И нас ныне мысленно сподоби насладитися, человеколюбче Господи».
Совместная трапеза со Христом возможна и для нас – христиан XXI века. Ежедневно в храмах Божиих совершается великое таинство Евхаристии, в котором мы можем лично встретиться со Спасителем и наиболее тесно с Ним соединиться.
[1] ΔΟΞΑΣΤΙΚΟΝ Ι’, Ἦχος πλ. β’ Ἰδιόμελον // URL: https://glt.goarch.org/texts/Och/Eothina10.html
[2] Маршева Л.И. Церковнославянский язык. Местоимение. Теоретический очерк. Упражнения. М., 2010. С. 36–38.
[3] Григорий Нисский, преподобный. Слово на Святую Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова // Творения. Ч. VIII. М., 1872. С. 34.
[4] Сержантов П., диакон. Тайная вечеря повсюду и навсегда // URL: https://www.pravmir.ru/taynaya-vecherya-povsyudu-i-navsegda/
[5] Максим Исповедник, преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М., 2006. С. 22.
[6] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 320.
[7] «Миром правит только Промысл Божий» // URL: https://pravoslavie.ru/118252.html
[8] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 2. М.: Наука, 1975. С. 130.
[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 28. М.: Наука, 2008. С. 134.