22 января 2023 года, в неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил праздничную Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе, священнослужители из числа братии монастыря и студентов. За богослужением молились монахи обители, паломники, прихожане и студенты семинарии, которые традиционно помогали в совершении богослужения.
В гости приехали дети, родители и вожатые — участники православной смены «Дорога добра» в детском лагере «Стремительный» летом 2022 года, где наши студенты участвовали в качестве духовных наставников и вожатых. Более восьмидесяти человек прибыли в монастырь на два дня в паломничество.
По запричастном стихе митрополит Тихон раздал всем детям сладкие подарки и обратился к присутствующим со словами проповеди:
«Мы слышали сегодня первые слова Спасителя, обращённые Им к спасаемому человеческому роду: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф.3:2). Царствие Небесное… мир с Богом; мир в Боге; мир, где Царём безраздельно является Бог! Не князь мира сего, которому попущено в человеческом роде для исправления людей через их ошибки… попущена некая власть. Царствие Небесное – где будет безраздельная власть будущего Отца – бессмертного, всесильного, бесконечно любящего человека.
Это Царство приходит уже здесь, на земле, для тех, кто смог достичь его, несмотря на все сложности земного пути, соблазны, непонимание. Почувствовать, как чувствуют дети… Вот о них сказал Господь: Обратитесь и будьте как дети (Мф.18:3). Он сказал не детям – им чего обращаться; они и так дети. Это нам, взрослым, надо обернуться, уйти с этих наших путей, которые кажутся нам мудрыми, привычными, правильными. Обернуться – и увидеть своё когда-то беззлобие, неосуждение, искреннюю любовь, полную уверенность в своей вечности. Ребёнок чувствует эти истины и откровения Царствия Небесного, которые потом у нас уже уходят. Обратитесь – и будете как дети. Покайтесь – ибо приблизилось Царствие Небесное.
А что такое «покаяться»? Мы много раз говорили, что покаяние на том языке, на котором написано Евангелие, означает слово «метанойя» — изменение ума. Изменитесь – ибо приблизилось Царствие Небесное. Царствие Небесное подошло; оно уже здесь, в мире – вы его можете вместить, но не в том состоянии, в котором вы находитесь. Измените своё состояние души и ума – и Царствие Небесное войдёт в вас. Исполните заповеди Христовы (мы наперечёт их знаем). Что ещё нужно? И как нам вообще идти этим путём исполнения Христовых заповедей? Это же непросто! Казалось бы: заповеди простые. А есть одни слова, которые мы все знаем и часто повторяем на службе: «Сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу… весь живот наш Христу Богу предадим». С таким доверием ребёнок идёт за своей мамой, за отцом. Так и мы полностью должны доверить себя Богу. Сможем мы это сделать – сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу предать во власть всемогущему Богу? То есть сказать: «Да, Господи, истины пути Твои. Веди нас, как Ты знаешь, ко спасению, даже если нам иногда это невыносимо тяжело осознать и принять».
Вот что сейчас происходит… Как тяжело! Засыпаем с этой мыслью и просыпаемся с нею. А сколько горя, сколько слёз, сколько несправедливости! Но через эти страдания Господь проводит доверившихся Ему людей ко спасению. И через эти страдания люди, не доверившиеся Богу, проходят к своему отчаянию; полному непониманию, что же происходит в этом мире. Ужас, кровь и смерть… Вот чем мы, христиане, ученики Христовы, отличаемся от других людей. Мы сами себя (а иногда даже тяжелее, когда друг друга) и всю жизнь мира внутренне предали Христу Богу. Мы соглашаемся с Его нелёгкими крестными путями человечества. И за это согласие, за это смирение мы начинаем постигать их. Господь открывает, зачем и почему, а самое главное, для чего совершаются те или иные несчастья, страдания, перипетии, да и радостные, счастливые минуты. Мы понимаем смыслы их существования.
Тяжело… Нет, не тяжело – страшно тяжело! Но другого пути нет! Особенно у нас, учеников Христовых, которым это всё приоткрыто и открывается учение всей жизни. Есть в нас доверие к Богу – значит, есть истина мира. Нет доверия – одни смущения, стенания, осуждения Самого Господа – ропот это называется. Сколько хочешь! И Господь не осуждает нас за это. Он жалеет… Я видел один раз картину, когда мама привела капризного ребёнка в поликлинику, которому, видно, нужно было сделать достаточно болезненные процедуры. Ребёнок устроил такую истерику, что мама увела его домой. И все думают: ну, что ж ты делаешь; у тебя больной ребёнок! Понятно – психика, может быть, повреждена; но потом-то приведи! Попытайся убедить. Есть убеждаемые – это мы, христиане. Мы убеждаемые, несмотря на наши визги и писки. А есть не убеждаемые, которые сами не хотят ни лечиться, ни идти путём благим, крестным и спасительным.
Дорогие братья и сёстры! Всё Евангелие заключено в сегодняшних словах. Покайтесь, измените себя от греха к правде настолько, насколько вы можете, и изменяйте до конца жизни. Приблизилось Царствие Небесное… Впустите его в себя. А это значит впустить Бога вместе со всем Промыслом Его. Это вначале только тяжело. А потом становится так радостно, так прекрасно, потому что понимаешь: Бог ведёт человечество ко спасению. И это Промысл Божий. Наши отцы… отец Иоанн (Крестьянкин), память которого мы будем праздновать 5 февраля, в день его отшествия. День его кончины совпадает с воскресным днём новомучеников и исповедников Российских. И он умер тоже в день новомучеников и исповедников. Переходящий праздник…
Дорогие братья и сёстры! Все святые, все подвижники заповедовали нам только одно: прислушивайтесь к Промыслу Божию; ищите его и следуйте ему. И здесь вы обрящете и спасение, и мудрость, и разум, для того чтобы учить самого себя и других. Других путей нет. Иных путей не существует! И иной мудрости в этом мире не существует тоже. «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Не какому-то богу… Христу Промыслителю, воплотившемуся Богу, прожившему жизнь Свою и жизнь с каждым из нас – со всеми нашими бедами, скорбями. Вот такому Богу мы предаём всю свою жизнь! Храни Господь!»