4 февраля 2023 года, в канун Недели о мытаре и фарисее, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил всенощное бдение в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: преосвященный епископ Зеленоградский Савва (Тутунова), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла; иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника монастыря; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе; братия монастыря в священном сане. За вечерним богослужением молились братия обители, паломники, прихожане, студенты семинарии.
Неделя о мытаре и фарисее в Русской Православной Церкви является первой из трёх подготовительных недель Великого поста. С этого момента впервые за богослужением, после полиелея и чтения утреннего Евангелия, поются особые покаянные тропари, корпус которых получил название по начальным словам: «Покаяния отверзи ми двери…»
В их основу положена притча о мытаре и фарисее, с заимствованием оттуда образов для отражения покаянного чувства. Второй тропарь «На спасения стези…» своим идейным фундаментом имеет притчу о блудном сыне, которой посвящена вторая подготовительная неделя Великого поста. Третий тропарь «Множество содеянных мною лютых…» является творческим переложением предсказания Христа Спасителя о Страшном Суде, тема которого легла в наименование третьей подготовительной недели. Этот корпус покаянных тропарей мы будем слышать вплоть до пятой недели Великого Поста включительно.
В этом году на Неделю мытаря и фарисея выпадает празднование памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также день памяти преставления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), когда традиционно в Псково-Печерской духовной семинарии Владыкой ректором благословляется первокурсникам ношение подрясников, освящение которых состоялось на всенощном бдении в алтаре Михайловского собора.
В Неделю о мытаре и фарисее архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так обратился к пастве:
«Храм Божий – дом Отца нашего Небесного – дом молитвы. В него созывает Он детей Своих, чтобы в молитвенном общении они острее восчувствовали Его близость, Его любовь; чтобы тепло Отцовского назидания и силу его унесли с собой в трудности человеческой жизни. Всех Он видит; свет Его Евангельской Истины освящает собравшихся до последних глубин. Так было во времена земной жизни Спасителя, когда фарисей и мытарь молились в огромном Иерусалимском храме; так и сейчас зрит Господь нас с вами, предстоящих Ему с молитвой; так будет всегда до последних дней мира.
Но о молитве только двух богомольцев говорит сегодня Евангельская притча. Фарисей и мытарь. Почему именно они обратили на себя внимание Всевидящего Ока? Чем отличились? Казалось бы, между ними нет ничего общего. Один стоит в первых рядах молящихся — первый, как праведник, он и во мнении людей. Другой остановился у дверей храма, как последний пред Богом, и в глазах окружающих он – вопиющий грешник. Фарисей возносит взор горе с молитвой: Боже! Хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы (Лк.18:11); мытарь зрит подножие ног своих, и ударяя себя в грудь шепчет: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк.18:13).
Две молитвы устремлены к Богу: два состояния души, два образа жизни. Оба человека в храме; оба с молитвой на устах. Но обоих ли покрыла милость Божия и Его благоволение? И слышим мы глас Божий: Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется (Лк.18:14).
Безумствует на молитве, предстоя пред Богом в храме, фарисей: несмь, якоже прочии человецы (Лк.18:11). В этих кратких словах излилась, обнажилась его душа во всей полноте и во всей своей неприглядности: здесь и самодовольство, и любование собой, уничижение и укорение других, превосходство над всеми. В эти минуты, стоя пред святилищем, он забыл Бога, любящего праведников и милующего грешников, знающего наше тайное, и значит, единого имеющего власть судить. Забыл, что ин суд человеческий, ин суд Божий. Не достойнее ли было ему, заглянув в своё сердце, прошептать вслух Господа: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18:13–14)? Не произносит этих спасительных слов самовлюбленный, самодовольный фарисей. Ведь он не как прочие человецы, не как тот мытарь, не хищник, не прелюбодей. Да что там: за праведность – пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк.18:12) – Бог еще за заслуги и воздать должен. Бог ему должен.
А от дверей храма от человека, не смеющего поднять глаз от земли, слышит Бог безмолвное: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк.18:13). Так кратко, но с каким сокрушением сердечным. А сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). Молитва принята, грешник оправдан.
В преддверии Великого поста Церковь напоминает нам о пути Христовом, о пути спасения: о смирении и покаянии. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13). И мы с вами, дорогие мои, в храме Божием. Слава Богу! Но посмотрим в глубину души своей во свете сегодняшнего Евангелия. Ответим себе на вопрос: кто мы? Что речет о каждом из нас Господь?
Кратко, но ёмко нынешнее Евангельское сказание; и неслучайно звучит сегодня для нас это слово Божие. Опасность впасть в фарисейское состояние самодовольства, самопревозношения, осуждения и укорения других подстерегает всякого. Только истинные праведники чужды подобных искушений, но и они строго стоят на страже своей души, чтобы не нашёл в неё лазейку враг рода человеческого. В нас же, в молве житейских попечений пребывающих, неприметным образом могут объявиться эти отводящие от спасительного пути чувствования и взгляды.
В нас, безусловно, есть добрые истинно христианские качества. Мы любим храм Божий, стараемся каждый праздник почтить молением за службой. Но при виде забывших о храме не шелохнется ли в душе иногда самодовольная мысль: Слава Богу! Несмь, якоже прочии человецы» (Лк.18:11)? Мы утешаемся молитвой, но бываем обидчивы, раздражительны, празднолюбопытны, славолюбивы, невоздержаны в пище, неосторожны в словах, Мы трудолюбивы, но скупы и безучастны к нужде ближнего; а если и благотворим, но при этом не сохраняем чистоту сердечную. И надо увидеть свое нравственное состояние, и устрашиться увиденного. Тогда сердце наше непременно исторгнет вопль мытарев: «Боже, милостив буди мне грешному!»
Мы же чаще довольны проявлением внешнего своего благочестия. И фарисейское «Слава Богу! Несмь, якоже прочии человецы», если и не является нашей молитвой, то всё же подспудно приживается в глубине души, самодовольством услаждая жизнь.
Но убоимся и тени помысла: «Слава Богу! Несмь, якоже прочии человецы». Страшен душе самоцен, гибель для души оценивать других, сравнивая с собою. Тотчас всё доброе в нас теряет пред Богом всякую цену и достоинство и становится достоянием вражией гордыни. Но как же одновременно уживаются в сердце нашем обе эти молитвы? Борются в душах наших мытарь и фарисей, борются с переменным успехом. И как надо быть внимательным, чтобы не возобладала в нас молитва, не получившая от Господа оправдания. А слова Господа: ибо всякий, возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.14:11) не дадут забыть нам, что истинное христианское делание всё запечатлено и проникнуто смирением и любовию. Чтобы предохранить себя от фарисейского превозношения пред другими, надо беспристрастно всматриваться в свою душу. По самолюбию, свойственному человеку, мы хорошо усматриваем в себе добрые качества, но слепы и снисходительны к своим недостаткам. Не зная самих себя истинно, мним, что мы лучше других. Но стоит начать всматриваться в свою совесть, в свое сердце при свете евангельских истин, мы сделаем для себя важное открытие: мы не только не лучше, но во многих отношениях хуже многих.
Праведники Божии, исполнив всё им повеленное, называли себя неключимыми рабами, боялись и помыслить о своих достоинствах. Апостол Павел говорил о себе: «Я первый из грешников». Апостол Петр до конца дней своих оплакивал случившееся с ним падение. Святые следили за каждым движением сердца, за каждою мыслию; судили себя даже за помыслы, вменяя их в грех, как за дело совершенное. Нам ли не быть строгими к себе, когда мысли наши заняты только земным, сердце обременено пристрастиями мирскими?
Чтобы освободиться от греха самоцена и самомнения, следует сопоставлять свою жизнь не с себе подобными, но с достигшими совершенства. Многие подобострастные нам люди победили в себе грех, искоренили все греховные страсти, уготовили себя в жилище Святому Духу. Но и они до конца жизни носили в устах и в сердце молитву: «Боже, милостив буди мне грешному!»
И мы, грешные, по праву преклоняемся пред ними. Так попытаемся сравнить их чистую добродетельную жизнь со своей. Вот кто-то в душе доволен своим мирным уступчивым характером, но что наша уступчивость в сравнении со смирением преподобного Сергия? Будучи игуменом монастыря, он не возгнушался заработать себе хлеб насущный, нанявшись срубить келью одному из насельников. И благодарил Бога, когда тот рассчитался со своим духовным отцом, дав за труд лукошко заплесневелых сухарей.
Мы дорожим своими молитвенными правилами; а если иногда помолимся сверх положенного, то это уже вменяем в подвиг. Но как мал и ничтожен он будет даже в наших глазах, если вспомним преподобных, простаивающих в беседе своей с Богом ночами и не замечающих времени. Вспомним преподобного Серафима Саровского и его тысячедневное стояние на камне в молитвенном подвиге.
Мы осилили какую-то одну досаждающую нам страсть; оставили ту или другую греховную привычку, а в душе уже готово закопошиться самодовольство. Но вспомним святых – борцов, все страсти победивших. Пережив все искушения и устояв в добродетели, они сохранили главное – смирение, чистоту любви. А у нас, если приглядимся к себе повнимательней, добродетель мнится до первого искушения, до первого соблазна. Как же не взывать нам ко Господу гласом мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному»!
А если взглянем выше сонма святых; если откроется нашему взору Крест с Божественным Страдальцем на нём и рядом стоящую сострадающую Ему Матерь, то сердце и ум наш познают путь во след Христа и Его Пречистой Матери; и останется в сердце нашем навсегда непрестанная молитва: «Боже, милостив буди мне грешному».
Мытарь-грешник и фарисей-мнимый праведник — оба они назидают нас: не надейтесь на свою праведность, но всю надежду своего спасения возложите на беспредельную милость Божию, вопия: «Боже, милостив буди мне грешному!» А на исходе из земной юдоли, в преддверии вечности, для человека будет важна и нужна только одна молитва: «Боже, милостив буди мне грешному!» Аминь».
Проповедь не была издана при жизни отца Иоанна.