ЧИН ПРОЩЕНИЯ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

26 февраля 2023 года исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил вечерню с чином прощения в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе; священнослужители из братии и клира епархии.

По традиции данного дня за богослужением молились все студенты и вся братия обители, чтобы по окончании вечерни просить друг у друга прощения перед началом Великого поста.

Потому что Сам Господь сказал:

Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:15).

Но не только словами, а ещё Своим примером Господь призывает нас к прощению всех — и даже врагов, которые не только желают, но и делают всё, чтобы предать смерти. Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34) — помолился Сын Божий Своему Небесному Отцу.

О том, какие виды прощения есть среди людей, владыка Тихон сказал в своей проповеди:

«По обычаю церковному мы испрашиваем друг у друга прощения, вступая на путь в надежде, что к его завершению, к Святой Пасхе, мы обретём от Господа истинное покаяние. Прощения бывают разные. Иногда только словом, без участия сердца. Иногда прощение человек высказывает вымученно, неискренне. Но есть и особое прощение – прощение грехов, направленных против тебя. Это прощение благодатное – то, которое было у святых; то, которое было вдохновлено от Бога и не только за смирение человека, но и за его возвышеннейшую мудрость, к которой он пришёл через испытания и глубокие размышления на грани жизни и смерти.

Не каждого из нас в течение жизни Господь поставит на эту грань жизни и смерти. Но сейчас она всё ближе. Слишком тяжёлый год мы пережили все вместе, вслед за таким же нелёгким годом эпидемии. Видно, что Господь ведёт нас к истинному покаянию не через уроки словесные, не через проповедь, а через самою жизнь. И я сподобился за последнее время видеть эти примеры благодатнейшего прощения людей. Они меня совершенно поразили. Это были наши солдаты и офицеры, вернувшиеся с боевых действий. Что меня совершенно потрясло – у них не было ни у кого (ни у одного!) ни йоты ненависти к своим врагам. А среди них были люди израненные, оставшиеся калеками – без рук, без ног; перестрадавшие по полгода на больничной койке; передумавшие. И сегодня я с таким встречался. Это совершенно потрясает! Люди с внутренним миром. Конечно, это не та святость, к которой шли через крест наши подвижники. Но это приближение ко святому. Это глубочайшее смирение людей, которые научились смирению не из книжек, не из нравоучительных бесед, а по многу раз стоя на той самой грани между жизнью и смертью. Смерть – учительница смирения.

Вот почему наши святые отцы, многие из которых и не видели никаких войн, но сердцем своим повторяли: Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь (Сир.7:39). Они по-настоящему духом пребывали рядом со смертью. И смерть научила их многому. Мы же очень часто забываем, что каждая наша минута в этой жизни может стать последней. Мы живём просто в нереальном мире, мы живём в мире приятных иллюзий, обманывая сами себя. И лишь долготерпение Божие нас держит, нас учит понемножечку – немощных и слабых.

А вот настоящее прощение, настоящий мир я видел, например, у одного вернувшегося солдата. Я спросил у него: «Какую правду ты видел там, на войне? К какой правде ты пришёл? Какую правду ты нашёл?» И он сказал: «Я нашёл там правду. Однажды мы поймали человека, который был наводчиком». То есть наводил на расположение наших солдат, в том числе на того человека, который мне рассказывал, вражеский огонь. Поймали его, привели к офицеру. И дальше произошёл примерно по смыслу такой разговор: «Что с ним делать? Везти его в Донецк? Это двух бойцов надо отправлять вместе с ним. А людей не хватает. Учреждать гауптвахту здесь, у нас? Это опять двух-трёх человек ставить его охранять. Ничего не поделаешь – заведите его за лесок и…» И вот этот боец, который разговаривал со мной, и его товарищ повели наводчика исполнять приказание. Я не знаю, какого возраста был этот пленный – возможно, их ровесник. Но они почувствовали, что этот страх и ужас человека, которого ведут на смерть, переделают его. И заведя его за лесок, они решили, что самым правильным будет другое – они его отпустили. «Вот это правда», — сказал мне этот солдат. И я понял, что он действительно нашёл правду. Я рассказал эту историю военным юристам, естественно, не называя человека. Они мне сказали: «Кроме всего прочего, они поступили совершенно правильно». Офицер не имел права давать такой приказ. Без суда наказание невозможно даже в военное время. Но это так, к слову… Так что он даже и перед присягой своей ничего не нарушил.

Вот это прощение – оно благодатное. И если там, в окопах к этому приходят очень и очень многие, то здесь к такому благодатному прощению человека, который убивал тебя (это не то, что кто-то посплетничал о тебе, косо на тебя посмотрел или даже обидел тебя жестоко) и твоих близких; к такому благодатному прощению, которое будет от всей души и от всего сердца и абсолютно естественным, невымученным, искренним, должен идти человек. Такое прощение было у святых. Такое прощение было у Господа Иисуса Христа. Будем идти к нему всю жизнь – к тому, к чему совсем юными наши солдаты пришли за короткий срок, который понадобился им в этих тяжелейших условиях. Хотя бы будем помнить об этом, что есть и среди нас люди, способные на высшее иное прощение.

Сейчас я хотел бы и своё немощное прощение попросить у вас у всех за мои обиды, грубости, несовершенство, невнимание, нерадение, которым я согрешил перед вами. Простите меня Христа ради.

Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас.

Сейчас прочтём молитвы ко святому посту, а затем все по очереди будем подходить друг к другу. Я вспоминаю, как батюшка отец Иоанн каждый раз напоминал: «Первый – тот, кто подходит — говорит: «Прости, отче, меня грешного». «Бог простит, и ты меня прости», — отвечает тот, к кому подходят». Отец Иоанн не ленился напоминать, потому что иногда забывают, иногда слишком волнуются. Помолимся перед началом этого великого и очень ответственного для нас поста».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь