В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВСТРЕТИЛИ ПРАЗДНИК ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ, СОВПАВШИЙ С ДНЁМ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА КОРНИЛИЯ И УЧЕНИКА ЕГО ВАССИАНА

5 марта 2023 года, в Неделю Торжества Православия, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе; братия монастыря в священном сане и гости из числа клира Псковской епархии.

В этом году в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 5 марта — двойной праздник. Неделя Торжества Православия совпала с днём памяти игумена обители преподобномученика Корнилия, который по преданию был обезглавлен царём Иоанном IV Грозным. Этот удивительный святой, живший в начале XVI века, принявший в 16 лет монашеский постриг, был избран братией игуменом Печерского монастыря, когда ему было всего 28 лет. Он много потрудился для созидания обители и устроения монашеской жизни. Несмотря на свой юный возраст, в период его игуменства число насельников с пятнадцати человек выросло до ста. Именно при нём были возведены каменные стены, которые могут видеть паломники. По преданию, святой игумен Корнилий, проповедовавший в окрестностях монастыря, крестил предков народа сету, которые были язычниками. Сету посещали православные храмы, но сохранили собственный язык и самобытные черты.

Торжество Православия, которое воспоминается Церковью в первую неделю Великого поста, посвящено вполне конкретному событию в 843 году, когда в Византийской империи христиане, которые почитали святые иконы, одержали победу над теми, кто ошибочно утверждал, что это является идолопоклонством.

После смерти императора Феофила, который был гонителем иконопочитателей, его супруга Феодора сместила с патриаршего престола последнего иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика. Был избран патриарх Мефодий, трудами которого и был составлен Чин Торжества Православия, совершаемый Святой Церковью с тех пор ежегодно.

Реакцией живого церковного организма, глава которой Сам Христос, на возникающие ереси и заблуждения относительно веры в Бога, были различные формулировки и догматы, составленные на соборах, получивших впоследствии название «Вселенских». Именно эти неправильные мудрствования, с которыми боролись святые отцы тех веков, и воспоминаются в Чине Торжества Православия как ложные.

 

Перед началом этого Чина митрополит Тихон обратился к верующим со словами проповеди:

«Сегодня день памяти поборников Православия – преподобномученика Корнилия и ученика его преподобномученика Вассиана. Мы празднуем Торжество Православия. И сегодня на чине этого Торжества, который состоится здесь, после Божественной литургии, мы будем прославлять ревнителей и истинных учеников Господа нашего Иисуса Христа. Будем и возглашать, что мы не общаемся с теми, кто мудрствует не спасительно для нашей души, не спасительно для всех людей. Это не просто обряд или обычай. Это особый экзамен в первую очередь для нашей души.

Когда миссионеры православные идут к людям, рассказывают им о вере – это ведь не то, что они хотят в свою общину захватить как можно больше людей. Это не сектантство – Церковь Святая. Они говорят о самом главном в этой жизни: о том, что человек подвержен либо спасению, либо погибели в вечности. И они должны об этом так сказать, чтобы люди это поняли (те, кто захотят понять). Жизнь и смерть, — как говорится в Священном Писании – предложил я тебе (Втор.30:19) – говорит Сам Господь. Выбери жизнь – просит Он Своё создание. И это жизнь в соединении со Христом – в Церкви Его. И это жизнь в изменении ума из мирского в ум и дух небесный.

Из граждан земли человек призван стать гражданином вечной жизни – то, что мы называем Царствием Небесным. Из ученика самому себе и миру сему он призван стать учеником Бога, для того чтобы обрести цель в жизни. Верят люди в это или не верят; нравится им это или не нравится; насмехаются они над этим или с вниманием слушают – это их дело. Но поколение за поколением люди приходят к этим истинам уже здесь, на земле, становясь частью вечности, которая – хотим или не хотим – придёт к нам и спросит, разобрался ли ты, зачем появился в этом мире; разобрался ли в тех возможностях, которые открываются для человека; употребил ли ты силы, для того чтобы войти в тот мир, который предназначен Богом для каждого из родившихся. Если ты не смог этого сделать – горе тебе. Ты прошёл мимо самого главного. И потом, взирая на те величайшие блага, которые уготовал Бог понявшим Его в этом мире и сделавшим хотя бы шаг к Нему, ты, не сумевший этого постичь, будешь так горько опечален, что это сравнивается с теми самыми пресловутыми «адскими муками», которые как только не изображает художественный человеческий ум.

Сегодня мы будем возглашать от лица Церкви те истины, которые незыблемы для ученика Христова, для верующего человека. И анафемы мы будем провозглашать не кому-то, а нашим помыслам, если они уклоняются от истины Божией. Мы будем держать экзамен нашей веры. Вы услышите слова анафемы… Это не проклятье. Это Церковь отлучает от своего общения тех, кто мудрствует; кто размышляет, верует по-другому, иным образом. Я сейчас прочту вам, чтобы вы уже немного подготовились к тому, что услышите. Итак, анафема (ещё раз повторю) – это не проклятье ни в коем случае. Это отлучение от общения с Церковью, с Богом тех, кто мудрствует вот таким образом.

Диаконы возвестят нам:

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир сей есть самобытен и все в нем без Промысла Божия, по случаю бывает: анафема. Не верует так Церковь. Церковь верует в Промысл Божий.

Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема. Бог – это Существо иное, чем мы – абсолютно духовное. Никакие идолы не могут изъяснить Божию сущность. Бог – это дух. Об этом говорит и апостол Иоанн.

Дерзающим глаголати, что Сын Божий не одной сущности и не равен Отцу и Духу Святому, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема. Мы исповедуем Бога таинственного, непознаваемого для нас, как три единосущные лица: Отца, Сына и Святого Духа, соединённых неразрывно любовью.

Безумно глаголющим, что не нужно быти ко спасению к нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема. Есть те, которые говорят: не обязательно Иисус Христос; не обязательно было Богу воплощаться для спасения человека. А Церковь Христова говорит иное: без того, что Бог пришёл к страждущему человечеству и Сам стал страдающим всеми нашими страданиями, каждого человека – от создания мира до скончания века и всех нас – не было бы спасения людей. Бог прошёл жизнь каждого из нас. И такой Бог подобает нам.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, как единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема. Бог, воплотившийся, ставший Иисусом Христом, Человеком, искупил нас от нашего же греха, как выкупают из рабства в древности людей, заплатив огромный выкуп. Он заплатил Своей жизнью, страданиями и смертью.

Дерзающим глаголати, что пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема. Мы исповедуем, что Матерь Божия родила Бога, дав Ему человеческую плоть выше естественным образом. И это произошло единственный и неповторимый раз в жизни. Недаром преподобный Серафим Саровский, когда хотел исцелить Николая Мотовилова, спросил его об истинах веры, о которых я сейчас вам сказал, и в том числе спросил: «Веруешь ли ты, что Царица Небесная Владычица наша Богородица Дева прежде рождества, Дева в рождестве и Дева после рождества?» Это рождение произошло, отдавая плоть, но выше естественным непостижимым для нас образом.

Не верующим, что Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляя их на всякую истину: анафема. Были такие еретики. И сейчас есть, к несчастью, люди, которые не верят, что Дух Святой действует в людях, Бог действует в людях. И сейчас, умудряя и направляя их ко спасению, действует Он и в нас, чадах Церкви, особым образом извещая нас о спасительном пути.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий суд и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема. Небеса – это не это физическое небо: голубой небосклон. Небеса – это духовный мир. Вот как переводится это на наш нынешний язык. Бессмертие души… Даже некоторые священники сейчас говорят (с ужасом мы это читаем), что душа не бессмертна. Смертен вот этот кусок мяса. А личность человека – наши мысли, наши желания благие и добрые, и злые желания тоже (со злыми желаниями если мы приходим в вечную жизнь, то мы продолжаем пребывать в аду), наши чаяния, устремления, надежды, вера, свершения духовные – всё это, к счастью, не пропадает. Личность человека, душа его вечны! И тот, кто отрицает это, — вне Церкви. Об этом говорит эта анафема. Суд будущий и вечное воздаяние за доброе и пожинание зла за злое – это тоже истины Церкви.

Отрицающим Таинства Христовой Церкви: анафема. То есть не нужна никакая Церковь. «Я сам себе церковь! Я сам во всём разберусь!» Слушайте… В математике не разберётся, в истории не разберётся, в элементарных вещах не разберётся – а «…в богообщении мы сами разберёмся». Безумный и глупый человек… самонадеянный и несчастный. Такие мудрования не присущи Церкви, где смиренные и искренние люди говорят: вслед даже за древними мудрецами мы знаем то, что ничего не знаем; мы постигаем всю жизнь истины духовной жизни.

Следующее анафематство говорит почти о том же: Отвергающим Соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема. Это тоже о Церкви. Те, кто отвергает Церковь, тот сам себя от неё отлучает. Что теперь сделать? Не сделаешь ничего…

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема. Явились в средние века христианства такие еретики, которые говорили: мы православнее, чем все другие православные; никаких нам не надо икон; это идолы дерзали говорить о них! А Церковь говорит: нет, вы зайдёте так далеко что будете отрицать Самого Христа, потому что Бог воплотился, стал Человеком; и мы, наши люди, которые предшествовали нам, видели Его, описали Его, рассказали о Нём; и мы воплотившегося Бога можем изображать так же, как святых на иконах наших и на картинах. Мы не поклоняемся этим доскам или холстам. Мы вспоминаем, глядя на этот образ – первообраз. Так же, как глупо говорить, что фотографии наших любимых мы ценим за то, что она сама по себе фотография, и это есть цель нашей любви. Нет, конечно!  Мы любим того, кто изображён на ней. Казалось бы, простая вещь – а целое движение страшное было затеяно еретиками, которые накрутили так сами себя и множество людей, что даже лилась кровь. Еретики-иконоборцы уничтожали православных! Хотя, казалось бы, истина абсолютно простая. Мы смотрим на изображение Божией Матери, описанное апостолами; изображение Господа Иисуса Христа, преподобного Серафима и прочих святых, вспоминая о них. Это просто помощь в молитве нашей.

Дорогие братья и сёстры! Такой особый Чин, особое событие в Церкви Христовой именно сегодня, именно в память поборника Православия преподобномученика Корнилия. Со вниманием послушайте весь Чин Торжества Православия. Потрудитесь ради своей души и пожнёте плоды твёрдой веры и упования на Господа. Аминь».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь