9 апреля 2023 года, в день празднования Входа Господня в Иерусалим, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.
Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель собора; духовенство храма.
Студенты семинарии вместе с братией, прихожанами и паломниками молились за богослужением в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Божественную литургию возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев).
По окончании богослужения в кафедральном соборе Псковского кремля Владыка ректор обратился к верующим с архипастырским словом:
«Когда сегодня я подходил к собору, меня встретили вот эти детки. Весёлые такие, радостные: батюшка, здравствуйте! Машут мне, все хотят к благословению подойти. И когда я уже благословил их издалека, пошёл… Мальчишки тут же побежали драться; кто-то на дерево полез. Я говорю: «Здо́рово им!» И отец Алексий сказал (извините, я цитирую): «Они сюда сейчас кайфовать приходят… радоваться».
Вот так же было, и когда Господь входил в Иерусалим. Детишки, которые пришли с родителями, конечно, мало что понимали. Но они видели радость и надежду своих родителей и прыгали от радости, кричали: «Осанна!» — вслед за своими родителями и радовались. Радовались их родители: наконец-то Царь славы, долгожданный Мессия входит в Иерусалим. Только что он явил величайшее знамение, чудо – воскресил Лазаря, смердящий труп; вернул в него жизнь. Они о нём слышали не только об этом чуде, но и о многом другом.
Исполняя пророчество… А пророк Захария ещё в древности видел, как Мессия истинный входит в Иерусалим, сидя на ослице. Что в этом странного? Что это за знамение такое? В Иерусалим все входили, начиная от земного царя и заканчивая последним паломником, спешившись; входили в знак почтения к святому городу пешком, на своих ногах. И только Мессия должен был войти, как особый знак, сидя на символе мира (боевой конь – это одно, а ослёнок – это совсем другое). Входил так Господь Иисус Христос. И все бесконечно радовались, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!». То есть грамотные иерусалимляне понимали, что это тот самый Мессия, Сын Давида. Его так называли – Мессия, Сын, не только потомок Давида, но и продолжатель его великого пророчества спасительного дела.
А Господь, подойдя к Иерусалиму, плакал… плакал среди этой радости, потому что Он видел одно: ошибка… ошибка. Они радуются не Сыну Божию, не Тому, Кто говорил: Блаженны нищие духом… блаженны кроткие… блаженны есте, егда поносят вам (Мф.5:3,5,11). В этом мире, противостоящем Богу, это страшная ошибка, когда люди воспринимали внешнее без внутреннего. Каждый человек хочет счастья – это безусловно. И ничего в этом страшного и ужасного нет, тем более порицаемого. И мама сыновей Заведеевых тоже хотела для них счастья: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем (Мф.20:21) Какая мама этого не хочет! И апостолы, которые сподобились быть учениками Мессии, это видели. И видели, что наконец-то их Учитель входит воцариться в Иерусалиме. И они будут соцарствовать Ему; будут справедливы, милосердными к людям; будут такими же добрыми и всемогущими, как их Учитель на этой земле. И люди, конечно же, радовались: сейчас изгоним этих римлян – врагов, иноагентов; сейчас мы всё сделаем как надо; всё будет наконец-то хорошо – патриотическая партия по-настоящему придёт к власти, и всё будет прекрасно. Но Господь плакал о них, потому что знал, что многие так и останутся в своём заблуждении о царстве в мире сем; о царстве счастья, справедливости, радости в этом искажённом злобой мире. Раз – и произойдёт такой фокус: не будет никакого счастья, не будет печали, воздыхания. Но жизнь бесконечна. Она будет, но её надо постичь, пройти путь к ней и достигнуть её.
Господь между двумя воскресениями – между воскресением Лазаря (вчера мы его праздновали) и Воскресением Своим – входит в Иерусалим в Страстную неделю по пути к царскому трону, который есть Голгофа. Так человек, преодолев свои страсти, преодолев свою неправду, преодолев привязанность к этому миру, преодолев идолослужение – всего того, к чему прилепляется его сердце (кроме Бога!), всё есть в той или иной степени, если это не посвящено Богу, в той или иной степени это идолослужение. Это человек. Господь Иисус Христос другой. Бог шёл, проходя всю человеческую жизнь с радостями и страданиями, показывая нам этот путь и говоря только одно: не бойся, токмо веруй (Лк.8:50). И верные христиане (какие бы опасения, какие бы ужасы на пути не возникали, как бы не торжествовала земная несправедливость) помнят, что справедливость истинная возможна только в Царствии Небесном. Земля искажена нашими грехами настолько, что лишь подобие истинной справедливости возможно здесь. Здесь возможно милосердие, любовь к Богу и друг к другу; поддержка и упование на Бога. Здесь и болезни, и печали, и воздыхания, и страдания, и смерть. Только преодолев это, человек входит в жизнь, которая, как из семени, произрастает из нашей земной жизни. Мы помним этот образ Спасителя о пшеничном зерне.
А детишки ничего этого не знали. И нас Господь призывает: будьте как дети, радуйтесь, веселитесь этой жизнью. Но дети по искренности и чистоте, но не будьте, – апостол Павел говорит, – дети умом (1Кор.14:20). Потому что жизнь, которую прожил взрослый или взрослеющий человек, иная; она далека от беспечности. Мы знаем и зло, которое есть в нас, и которое мы должны преодолеть ради Христа. И нас не должно удивлять зло этого мира. Мир во зле лежит. Господь Иисус Христос, восходя в Иерусалим, плакал о тех людях, которых Он видел, пребывающих в этой ошибке… заблуждении. Плакал Он о нас с вами, потому что мы тоже в этом заблуждении постоянно пребываем и возвращаемся в этот обман. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «Ах, обмануть меня нетрудно [дьяволу]!.. Я сам обманываться рад…» Мы рады обманываться порой. Но будем трезвы, мудры как змии, и просты, как голуби(Мф.10:16) до конца нашей жизни; до Голгофы, которая предстоит каждому человеку своя, по мере его сил, потому что без Голгофы не будет и воскресения. Надо смотреть правде в глаза. Мы должны помнить… призваны помнить об этом и не обманываться, хотя обмануть нас, как известно, нетрудно.
Не будем скорбеть об этом слишком. Скорбеть – конечно, если Сам Господь скорбел о нас. Но слишком не будем… Сонмы христиан, наших братьев и сестёр старших, преодолели эти испытания. Призваны преодолеть и мы в укрепляющем нас всегда и во всём всемогущем и бесконечно любящем нас входящем сегодня в Иерусалим, в наши души Господом Иисусом Христом. Аминь».