СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЯМИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА

14 апреля 2023 года исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил богослужения Великого Пятка. Ему сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе, духовенство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. За богослужением молились братия обители, студенты семинарии, паломники и прихожане.

Великая Пятница — это самый скорбный и самый страшный день в истории человечества — день распятия Спасителя, отвергнутого избранным народом Израиля и подвергнутого ужасным издевательствам и мучениям, которые претерпел Он добровольно.

В этот день духовенство предстоит в самом тёмном облачении, и для верующих предусматривается самый строгий пост. Литургии, которая, с богослужебной точки зрения, представляет собой праздник, не совершается.

Богослужебный цикл данного дня начинается в четверг вечера утреней с чтением двенадцати Страстных Евангелий, в которых воспоминается время, когда Спаситель с учениками находился в Гефсиманском саду и молился Богу Отцу. Затем появление Иуды с воинами, осуждение Христа первосвященниками и старейшинами на смерть.

В пятницу утром, на Великих Часах, названными так из-за прочтения на них евангельских отрывков, рассказывается о суде у Понтия Пилата, крестных муках Спасителя, обращении благоразумного разбойника и самом часе смерти Христа на Кресте. При этом богослужебные тексты напоминают об отречении апостола Петра и мучении Иуды после предательства Учителя, подчёркивая, что виной тому была страсть сребролюбия.

По окончании богослужения Владыка ректор обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Сегодня, стоя у иконы Погребения Спасителя, у Святой Плащаницы, мы благодарим Господа о том главном, что Он сделал здесь, на земле. И это не проповедь, это не чудеса, это не исцеления, это не учение, которое Он принёс на землю. Господь Иисус Христос создал Церковь Свою – организм живой, Богочеловеческий, соединяющий Самого Бога и людей всех поколений, веровавших во Христа, и нас с вами, и поколений будущих: детей, внуков, потомков здесь предстоящих православных христиан.

Как важна для нас Церковь! Сегодня немногие в храме из членов нашей Церкви. Но сколь важно, чтобы человек всею своею жизнью пребывал в Церкви Божией, жил ею! Конечно, мы не скажем, что только те, кто посещают многие богослужения спасаются и пребывают во Христе. Нет. Человек, принявший со всей искренностью и верой крещение; старающийся в своей жизни жить по-христиански; по мере сил и возможностей проникающий в Промысл Божий; живущий в вере не останется без спасения.

Но как важно пребывать и в видимой церкви! Мы стоим у прекрасной Плащаницы, украшенной цветами, в красивом храме, который специально построен людьми, как особый дом, цель которого напоминать людям о Боге; напоминать и возогревать веру и знания о воплотившемся Христе. А когда-то две тысячи лет назад то, что стало прообразом этой иконы, шитой золотом, украшенной, — это был избитый, измученный Человек, брошенный Своими учениками; преданный людьми, ради которых Он пришёл на землю; избитый и умерщвлённый страшной смертью. Но сила Его жизни, Его распятия, Его любви к людям, сила Воскресения была таковой, что не через одно-два поколения забылось о Нём вместе с умершими Его учениками, а только усиливалось и усиливалось. И память, и знания, и вера, и личный опыт сначала сотен, потом тысяч, а потом миллионов и миллиардов людей… опыт общения с этим когда-то жившим на краю Вселенной каким-то забытым всеми иудеем, убиенного как преступник, оплёванного и, как всем казалось, не сумевшего реализовать свои задачи человека. Сила Его жизни такова, что по всему лицу нашей земли строятся вот такие специальные дома. Люди приходят сюда, как к источнику не сухому, а как к источнику, о котором говорил Сам Господь Иисус: всякий приходящий ко мне не возжаждет, но будет ощущать утоление своей духовной жажды. Так же, как Церковь Его гонят, уничтожают; пытаются сделать, чтобы само имя Иисуса было забыто в целых странах, как это было когда-то поставлено целью в нашем Отечестве, называемом тогда Советским Союзом. И что же мы видим? Сила этого умершего превосходит любые человеческие силы.

Мы благодарим Господа за эту Его Богочеловеческую Церковь, которая и нас с вами, посещающих постоянно храм, возобновляет в духовной жизни; не даёт нам остыть; воскрешает, возрождает в нас нашу веру и опыт общения с Богом. Вот мы стоим перед Святой Плащаницей – иконой Погребения Спасителя. Но в душах наших (хотим мы этого или не хотим) всё равно пасхальное настроение. Мы знаем, несмотря на всю скорбь (в том числе прочитанного сейчас «Плача Пресвятой Богородицы»), ещё два дня – и мы будем праздновать Святое Воскресение Христово.

А вот представьте: если бы не было этого храма, этого годового круга богослужений, этих обрядов, которые кому-то кажутся устаревшими; кому-то кажется слишком, может быть, и непонятной, опять же устаревшей, а кому-то даже примитивной – это древняя, более чем тысячелетняя поэзия тех канонов, стихир, которые воспевает и сейчас Православная Церковь, оставаясь такой же, какой её создал Сам Господь, апостолы, Соборы древние, древние церковные писатели, впитывая в себя весь опыт личного богообщения людей Церкви на протяжении тысячелетий. Как же это важно!

Да, мы, возможно, были бы верующими людьми. Но мы о тяжёлом и плохом особо и не вспомнили бы так, как вспоминает Церковь. Мы не вспомнили бы так, как понуждает нас Церковь вспомнить о Страстной седмице, о предательстве, о плаче Господа перед лицом Отца Своего Небесного, когда Он показывал Свои человеческие качества, в том числе и слабость, немощь человеческую – такую же, как наша. Мы бы так внимательно не вглядывались и в распятие, потому что чуждо человеческому сердцу долго останавливаться на чужой беде и чужих страданиях. А Церковь прививает нам понимание того, что страдания Христовы неотделимы от нас. И все наши страдания – они в Нём и на Нём. Именно поэтому Он может судить мир, потому что прострадал, пронёс страдания каждого из своих чад. И мы приобщаемся Его страданиям.

Апостол Павел говорил о том, как важно воскресение – то, к которому мы стремимся; то, которое будет скоро; и то, которое и сейчас у распятия и у Плащаницы радует всё равно наше сердце. Потому что, если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1Кор.15:14), — говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Но в этом же послании, которое читалось сегодня за нынешним богослужением, апостол Павел говорит: я пришёл к вам, коринфяне, чтобы говорить с вами, ибо я рассудил ничего не знать у вас, кроме Иисуса Христа, и Иисуса Христа распятого (1Кор.2:2)! Насколько важно для него – для этого удивительного ученика Христова и нашего учителя – было держать в сердце именно распятие Христово, Его страдание за каждого из нас! Потому что каждому из нас предстоит своя Голгофа, предстоит своё страдание, предстоят свои испытания. И то, что мы каждый год, вместе со Христом, проходим через всю Страстную седмицу – через предательство, через оставление друзьями и близкими, через богооставленность, через страдания и распятие к Воскресению, — это ведь урок каждому из нас на будущее.

И Церковь – Богочеловеческий организм – считает необходимым, чтобы каждый год ради нас – не ради Христа, не ради Бога – ради нас в настоящем и будущем мы повторяли и повторяли этот урок до тех пор, пока не придёт экзамен – и будут сбываться те предназначенные для нас часы, а может быть, дни, а может быть, годы испытаний.

В Псково-Печерском монастыре был такой удивительный подвижник, который под конец жизни по благословению владыки Иоанна, митрополита Псковского, уехал на дальний приход, там среди болот построил себе келью и в этой келье спасался, оставив после себя на приходе своего ученика. Звали этого подвижника иеромонах Досифей (Пашков). Вот после смерти нашли его неказистые, но бесконечно глубокие и правильные стихи. Я помню лишь несколько строк:

Стой на Голгофе умом,

Помышляй всегда о том

Искуплении святом,

Понесённом за тебя Христом.

Ну, в смысле поэзии… Но в смысле Божественной поэзии, когда человек главное в своей жизни вот так передаёт… и главный опыт, это, конечно, бесценно.

Поэтому сегодня на этом нашем жизненном уроке поклонимся Святой Плащанице, поклонимся погребённому нашему Учителю, Создателю и Спасителю. Поклонимся и будем помнить и о Кресте, и о страданиях, понесённых Им, и об этом безвестном далёком гробе, в который погрузился Бог ради нашего спасения. Будем помнить об этом и в дни Святого Воскресения, в дни радости Святой Пасхи и просить у Господа всегда сохранять нас в Своей Христовой живоносной Церкви. Аминь».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь