17 мая 2023 года в Псково-Печерской духовной семинарии прошла международная научно-богословская конференция «Новые религиозные движения: современные формы и проявления». Мероприятие было организовано кафедрой богословских и церковно-практических дисциплин. Оргкомитет конференции составили: Псково-Печерская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия, Минская духовная академия, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Псковский государственный университет.
С приветственным словом выступил заведующий кафедрой богословских и церковно-практических дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии священник Димитрий Лушников.
С первым докладом «Экспорт технологий взлома традиционных религий на территорию России» выступил Владимир Николаевич Колотов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ, директор Института Хо Ши Мина СПбГУ. Докладчик говорил о том, что при анализе геополитической борьбы в религиозной сфере на современном этапе особого внимания заслуживает проект «Моностон», который представляет собой довольно качественную адаптацию для Российской Федерации проекта, в свое время успешно реализованного во Вьетнаме французским колониальным режимом Као Дай. В рассматриваемом случае произошло практически клонирование доктрины вьетнамской религии Као Дай с ребрендингом под новым именем «Моностон» и локализацией культа. Вместо непонятного имени божества Као Дай предлагается не очень понятное, но другое имя: Моностон. Локализация проявилась в замене вызываемых на спиритических сеансах духов известных личностей. Если в каодаизме было много деятелей из истории Франции (Жанна д’Арк, Виктор Гюго и прочие, а также персонажи из истории Вьетнама), то в данном случае в изобилии присутствуют деятели истории и культуры России (Иван Грозный, преподобный Сергий Радонежский, Владимир Высоцкий и другие). Если каодаизм претендует на роль реформированного или обновлённого буддизма, то новая религия, основанная на вере в бога земли Моностона, претендует на реформирование православия, по сути, отрицая его центральные положения. Суть проекта состоит в отрицании истинности откровений пророков традиционных религий и их «уточнении» путём получения более правильных откровений напрямую от Бога при помощи медиумов во время спиритических сеансов.
Следующий доклад «Сектоведение в Республике Беларусь» представил ведущий специалист по сектоведению в Белоруссии Мартинович Владимир Александрович, доктор теологии (PhD) Венского университета, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Экспертного совета при Аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь. Докладчик рассказал об основных принципах и подходах к изучению феномена нетрадиционной религиозности в Синодальном центре сектоведения Белорусской Православной Церкви. На базе Центра создан специализированный многоязычный архив материалов по новым религиозным движениям (НРД), включающий более 600 тысяч единиц хранения информации. Научно-исследовательская работа Центра, результаты которой были кратко представлены на конференции, включает следующие основные направления работы: а) мониторинг конфессионального пространства Республики Беларусь с данными по более чем 2200 населенным пунктам; б) исследование динамики возникновения и миграции НРД; в) анализ категориально-понятийного и терминологического аппарата, используемого в общественном дискурсе в отношении НРД; г) изучение теоретическо-методологических оснований и результатов деятельности профессиональных центров сектоведения; д) анализ специфики социальной идентификации НРД различными институтами общества и её влияния на искажённые представления о феномене НРД; е) разработка методологии идентификации сложных и неизвестных документов НРД. Специалист особо подчеркнул готовность к сотрудничеству и совместной работе над разными профильными проектами с коллегами из России и других стран.
Прилуцкий Александр Михайлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории религий и теологии, директор Центра экспертиз РГПУ имени А.И. Герцена, профессор кафедры богословия СПбДА, выступил с докладом «Терминология радикальных форм религии: проблема описания». Его выступление было основано на практическом опыте осуществления экспертной деятельности. Докладчик отметил, что эксперт-религиовед должен на профессиональном уровне владеть не только предметом исследования, но и тем языком, которым предпочитают пользоваться адепты. Религиовед, работая с оригинальным материалом, осуществляет герменевтический анализ в широком смысле. В докладе были проанализированы герменевтические основания анализа терминов и базовых понятий радикальных религиозных субкультур.
Мероприятие продолжил доклад «Фундаментализм новых религиозных движений: трудности и перспективы изучения», который представил Головушкин Дмитрий Александрович, доктор философских наук, профессор кафедры истории религий и теологии Института истории и социологии РГПУ имени А.И. Герцена. Выступление было посвящено практически не изученной в отечественном религиоведении теме — фундаментализму новых религий и новых религиозных движений. Основное его внимание было сосредоточено на проблемах и перспективах легитимации данного феномена. Отмечено, что причины «затенённости» и «непубличности» фундаментализма новых религий и новых религиозных движений кроются в природе модерна, самосознание которого определяется традицией, в издержках репрезентативной модели «традиция – модернизм» / «фундаментализм – модернизм», а также в особенностях современной общественно-политической системы, сделавшей фундаментализм традиции своим паттерном. Докладчик подчеркнул, что НРД всегда являлись одним из самых достоверных показателей того, какие именно «водоразделы» наметились в современном мире. Поэтому фундаментализм новых религий и новых религиозных движений может служить «оптикой» для изучения механизмов трансформаций и возникновения новых модификаций фундаментализма, НРД, традиционализма и «неотрадиционализма».
С докладом «Радикальные проявления в современном славянском язычестве» выступил Гайдуков Алексей Викторович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии Института истории и социологии РГПУ имени А.И. Герцена. Докладчик рассказал о современных формах неоязычества, об основных лидерах этого религиозного направления, их появлении в России; кратко осветил идеологические и вероучительные основания этого движения.
Священник Николай Святченко, преподаватель кафедры богословия СПбДА, кафедры теологии РХГА, председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, представил доклад «Основные направления в современном сектоведении Русской Православной Церкви». Автор предложил свою классификацию существующих школ российского сектоведения, дал их краткую характеристику и описание их учений и соотнесённости с историческим наследием Русской Православной Церкви и академической науки; обрисовал перспективы развития церковного и научного сектоведения.
С заключительным докладом выступил иеромонах Стефан (Селезнёв), кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры богословских и церковно-практических дисциплин Псково-Печерской православной духовной семинарии, доцент кафедры философии и теологии Псковского государственного университета. Докладчик кратко описал эпистемологические и методологические основания духовных дисциплин, опирающихся на Божественное Откровение, и секулярных дисциплин, опирающихся на опыт, и через него утверждающих объективность полученных ими знаний. По мнению докладчика, знание основ философии семинаристами и будущими исследователями должно примирить враждующие школы сектоведения, потому что они работают в непересекающихся областях, и, соответственно, противоречия, возникающие между ними, являются лишь кажущимися. Если исследователь вступает в область знания, не свойственную его основному направлению научной деятельности, то: оказываясь во «дворах Церкви», он обязан привести любые свои выводы в соответствие с учением отцов Церкви и отвергнуть те полученные знания, которые противоречат учению Церкви, как ложные; и наоборот, оказываясь на «территории» научного знания, верующий исследователь обязан следовать принципам светской науки и опираться на принятую в ней систему верификации полученных данных. В случае изучения религиозных институтов это значит следовать принципам «исключения трансцендентного» (ибо Бог вне Церкви недоступен исследованию) и «методологической нейтральности» (то есть отказа от предвзятости в оценке данных, получаемых в результате научной деятельности). Следование этим простым принципам, по мнению докладчика, должно примирить существующие школы сектоведения. Кроме того, докладчик кратко изложил те проблемы, которые возникают у начинающего преподавателя по предмету «сектоведение». Это отсутствие опоры на историю Церкви и бывших в ней сект и ересей; отсутствие учебного пособия по учению отцов Церкви, оставивших нам значительное количество трудов по ересеологии; адогматичность дисциплины, несмотря на то, что она прямо касается нарушения еретиками и сектантами Истины; очевидный пастырский характер данной дисциплины, поскольку будущему священнику достаточно часто придётся иметь дело с приходящими в его приход сектантами, желающими покинуть Церковь прихожанами и случайными встречами с инославными в публичных местах, которые, при должном умении и духовном опыте, могли бы привести к возвращению еретиков в лоно истинной Церкви. Все эти вопросы, по мнению докладчика, обязательно должны быть разбираемы на занятиях по сектоведению. Автор отметил, что работа, которая ещё предстоит в деле становления предмета «сектоведение», который опирается на учение Церкви, а не на светские дисциплины (преподавание которых также вполне допустимо в духовных учебных заведениях, если они стоят на правильных методологических основаниях, ибо противоречие между двумя областями знаний лишь мнимое), неподъёмна для одного человека. Докладчик выразил надежду, что хотя бы некоторые из присутствующих на конференции семинаристов возьмутся за нелёгкий труд изучения святых отцов, для того чтобы выявить, каково же общее учение Церкви по данному предмету, являющее согласие отцов (consensus patrum), а также в чём состояла индивидуальная позиция разных святых мужей Божиих, оставивших нам свои работы по данной теме.