СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ

18 июня 2023 года, в неделю Всех святых в земле Русской просиявших, исполняющий обязанности ректора митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил Божественную литургию в Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель собора и священнослужители прихода.

Студенты семинарии молились за богослужением в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря вместе с братией, прихожанами и паломниками.

Во время Божественной литургии владыка Тихон рукоположил в диаконский сан Димитрия Рыжкова в число клириков кафедрального собора.

По окончании богослужения архипастырь обратился со словами проповеди к прихожанам:

«Хочу сейчас процитировать один документ: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник Всех святых земли Русской, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха». Эти слова были написаны в 1918 году.

Та же ситуация. То же в Русской земле отступление от веры, отступление от заповедей наших отцов. Та же раздробленность. Те же расколы церковные. Всё это происходило не раз. Но праздник Всех святых, в земле Русской просиявших сегодня необычайно важен для нас – так же, как он был важен в 1918 году, когда отцы Поместного Русского Собора вернулись к теме создания этого нашего праздника. Ведь прежде его не было. Когда Россия – огромная, могущественная – благоденствовала, и говорили о необходимости праздника всех Русских святых, отношение, в том числе и в Синоде, было к этому весьма и весьма прохладное. «Ну, зачем! — говорили там — Ведь есть же праздник Всех святых. И в рамках этого праздника пусть совершается прославление всех Русских святых». А вот когда началась раздробленность, когда внешние и внутренние силы стали разорять наше православное Отечество, тогда вспомнили и в самые лютые годы революции, гражданской войны призвали на помощь именно наших единокровных братьев святых – начиная от Бориса и Глеба (первых прославленных русских святых), начиная от святых просиявших на нашей земле – таких, как Андрей Первозванный, которые подвиги свои… то есть просияли его подвиги на юге России; таких, как Климент папа Римский, который в 100-м году нашей эры принял мученическую смерть в Херсонесе, и многих других; конечно, святых более позднего времени.

Честь напомнить Русской Церкви и всей России о наших святых и о необходимости обращения к ним особым образом принадлежит Борису Александровичу Тураеву, профессору Петроградского университета и ныне уже прославленному во святых епископу (а тогда ещё иеромонаху) Афанасию (Сахарову). Борис Александрович Тураев вскоре скончался, хотя при нём уже было принято решение Поместного Собора Русской Церкви об особых молитвах к Русским святым. А закончить дело особого прославления Богом было уготовлено священномученику, священноисповеднику, будущему епископу Афанасию Ковровскому. Первое богослужение, посвящённое Русским святым, было составлено им в тюрьме. В 1922 году он был помещён во Владимирскую тюрьму. Там, вместе со своими собратьями епископами, священниками, монахами – со-заключёнными, со-узниками – они написали, точнее, отредактировали прежний вариант этого богослужения.

 Это будущие новомученики: архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), архиепископ Вязниковский Корнилий, епископ Суздальский Василий, игумен Чудова монастыря Филарет, протоиерей московский Сергей Глаголевский, Николай (Щастнев), священник Николай Дурылин; миряне – Пётр Гурьев, Сергей Касаткин, иподиакон Николай Давыдов. Это всё мученики, которые сами в большинстве своём вошли в диптих Русских святых в качестве священномучеников и исповедников.

 Владыка Афанасий потом десятилетия пребывал в тюрьмах, лагерях и ссылках. Он был и в одиночной камере в Таганской тюрьме, и на Беломорканале, и в Туруханской земле в Сибири, и проносил через всю свою жизнь убеждённость, что наши святые особым образом во все (и конечно же, в тяжкие времена) будут молиться о своих потомках, о своём доме – Святой Руси. Тяжелейшую жизнь прожил владыка Афанасий, но счастливейшую. Он был в тюрьмах, на лесоповалах; долго должен был вырабатывать определённое количество, как тогда называлось, продукции – плёл лапти в бригаде; потом долгие годы был ассенизатором в тюрьме (епископ!). Потом был освобождён. Долго жил в доме инвалидов. В конце жизни оказался во Владимирской губернии, в деревне Петушки, где последние его годы были упокоены возможностью служения, совершения богослужений тайных (а иногда присутствовал явно) и созданием некоторых церковных служб. Но главный его плод литургического творчества – это, конечно, служба Всем святым в земле Русской просиявшим.

 Я вспоминаю, когда мне довелось участвовать в открытии Донского монастыря. У нас был отец Даниил (Сарычев), который был когда-то даже иподиаконом Патриарха Тихона. Он помнил всех этих новомучеников и говорил нам в эти сложные годы: «Не бойтесь ничего. Не зря пролита кровь новомучеников Церкви Русской. Не зря совершён их подвиг! Они вымолят Русь. Они проведут нас пусть через испытания, но к миру Христову». Я верю в эти его слова так же, как верил в 18-м году, в тюрьме в 22-м году, в лагерях, ссылках священноисповедник Афанасий (Сахаров) вместе со своими со-узниками.

 Будем молиться Русским святым, кто бы они ни были – украинцы, белорусы, русские, немцы. Кстати, очень много Русских святых немцев. Я уж не говорю о Елизавете Фёдоровне, об Александре Фёдоровне. В Вологде Прокопий Устюжский – немец, приехал на Русь и стал великим Русским святым. Молимся Русским святым о том, чтобы они привели Русь… всю Русь, наше Отечество к жизни по воле Божией и к устроению по воле Божией, пресекли расколы церковные. Дай Бог, чтобы все эти испытания – по молитвам Пречистой Богородицы, по молитвам Всех святых в земле Русской просиявших (а Святая Русь – это и Киев, конечно!) – не по государственному устроению, а по устроению духовного… Малая Русь – смысл Малой Руси был не в том, что она маленькая, презренная какая-то… Конечно, нет! Малая Русь – это малая, центральная, сердечная. Вот в чём смысл! А нам говорят: унижают… Да наоборот: есть большая Русь, а есть Малая сердечная Русь, откуда и возникла во многом Россия, мать городов русских. Мы знаем, Россия возникла в Новгороде и Пскове, но формировалась во многом там, в Киеве. Поэтому мы-то, как бы нас не отделяли, ни в коем случае не отделяем себя духовно. Правильно ведь? Конечно! И думаю, что и на Украине точно так же, потому что все они не только дети Киево-Печерских святых, но и дети князя Владимира, родившегося в Пскове князя Новгородского и Киевского, княгини Ольги. Многие из них – дети преподобного Сергия по учёбе в Троице-Сергиевой лавре. Как не почитать преподобного Серафима Саровского, русского святого, и многих-многих других!

Дай Бог и им, и нам превозмочь эти тяжелейшие искушения, как превозмог в конце концов их и создатель богослужения, посвящённого Всем святым в земле Русской, в земле Святой Руси просиявшим, — священноисповедник Афанасий (Сахаров). Храни Господь».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь