25 июня 2023 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Собор Псковских святых, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил праздничное богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.
Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор; иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель собора; духовенство храма и гости в священном сане.
Вместе с братией, паломниками и прихожанами студенты семинарии молились за Божественной литургией в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, которую возглавил иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника обители.
По окончании богослужения в соборе Владыка ректор обратился к присутствующим с проповедью:
«Наше время – беспокойства и тревоги. Но, собственно говоря, любое время таково. Беспокойство, тревога сопровождают человека всю его жизнь. Ну, разве что в таком нежном возрасте детки лишены этого состояния – и слава Богу. Но православного человека тревога и беспокойство должны касаться только лишь как лёгкий ветерок. А потом должны приходить мысли правильные: мысли, навеянные Самим Господом, учением Его о том, как проходить жизнь.
В сегодняшнем Евангелии Господь именно и учит нас искусству жизни. Зная об этих тревогах, зная о мучениях, беспокойствах человека, Богочеловек, ставший одним из нас, говорит нам: Не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф.6:34). И приводит пример: птицы небесные не сеют, не жнут, а Господь посылает им всё. Вот вы хотите казаться красивее, больше. А сможете ли вы хотя бы на один локоть сделать свой рост выше? Вот я маленький, а мне всегда хотелось быть повыше. Локоть – это сорок пять сантиметров. Конечно, не сможем… А как украшает Господь лилии, цветы! О чём говорит Господь Иисус Христос? Конечно, не о безалаберности, не о тунеядстве. Конечно, не о безрассудности!
Слово, которое по-гречески обозначает совсем другое, у нас в русском языке переведено как «не беспокойтесь». Кажется, это слово μεριμέν [merimen] по-гречески обозначает буквально «сердечная постоянная тревога, беспокойство». Есть разница? Забота, которая одолевает и не даёт подумать ни о чём другом. Вот как переводится это слово! Теперь мы понимаем, что Господь говорит совсем не о тунеядстве, безалаберности и не о том, чтобы легкомысленно думать о завтрашнем дне. Не легкомысленно, а с надеждой на Бога.
То качество, которое присуще, к сожалению, всем нам, и в котором нам надо каяться, — это излишняя тревога, суетливость по отношению к завтрашнему дню, излишняя тревога по отношению к завтрашнему дню, многозаботливость. А Господь призывает нас к разумному попечению, но без тревоги, отнимающей мир, покой. Господь приводит нам в пример тех же птиц, животных, которых Он кормит и напояет. Господь приводит нам в пример нашу слабость – мы не можем себя очень сильно изменить, обстоятельства жизни… Господь приводит нам в пример цветы-однодневки. В Палестине есть цветы-однодневки – будущее сено, которые очень красиво расцветают, а к вечеру они уже засыхают, их бросают в печь. Он говорит: «Если Я пекусь об этих растениях, которые суть духовные символы всего лишь для вас, то тем более о людях, тем более о Своём высшем создании и образа и подобии – человеке». Но как же нам достичь такой святой беззаботности в обязательных трудах, в попечениях о близких? Как достичь мира в душе и отсутствия тяжелейшей тревоги, постоянно дьяволом обуреваемом в нашем сердце?
Господь даёт нам этот путь. В конце сегодняшнего Евангелия мы слышим величайшие слова: Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:34). Трудитесь, исполняйте свой долг и веление сердца по отношению к жизни своих близких, по отношению к своей жизни. Но не беспокойтесь излишне! Не пребывайте в тревоге. Сделайте всё что нужно и остальное оставляйте на волю Божию благую и всесовершеннейшую. Она даст вам благо или даст вам испытание по воле Божией для вашего совершенствования и вашего спасения. Уповайте на Бога! И это упование отнимет у вас ту самую тревогу, против которой восстаёт Господь, как против тревоги дьявольской. Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия…А тем паче на Господа Иисуса Христа!
Да, нам приходится претерпевать лишения, скорби и трагедии. Но когда мы это делаем в полном уповании на Господа, мы получаем духовные извещения от Самого Бога о том, что этому необходимо было быть, пришёл час; это для спасения, для блага. Никто из людей не утешит вдову, не утешит потерявшего ребёнка – кроме как Отец Небесный. Будем помнить об этом и искать — по слову нашего Учителя, по слову нашего Спасителя, Искупителя и Господа — Царствия Небесного и правды Его. А остальное… А самое главное в этом остальном – смыслы, то последнее, о чём я вам сказал, — смыслы и ответ «для чего». Не «за что», а «для чего» это дастся нам. Ну, а дальше всё остальное – одежда, рост, питание и так далее. Это проверено и перепроверено людьми, которые опытом прошли путь настоящего христианина, верного Господу. Чего и вам я от всей души желаю. Аминь».