В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ СОСТОЯЛАСЬ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БОГОСЛОВИЕ И КУЛЬТУРА»

1 декабря 2023 года по благословению исполняющего обязанности ректора иеромонаха Андрея (Короткова) в Псково-Печерской духовной семинарии прошла научно-богословская межрегиональная конференция «Богословие и культура».

С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по учебной работе Владимир Алексеевич Дмитриев, который призвал потенциальных авторов публиковать свои статьи в научном журнале Псково-Печерской семинарии «У пещер Богом зданных».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организатором конференции стал заведующий кафедрой богословских и церковно-практических дисциплин, доцент, кандидат богословия, кандидат теологии священник Димитрий Лушников.

Вниманию студентов III и IV курсов были представлены шесть докладов:

  1. Оксана Витальевна Губарева, кандидат культурологии, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, эксперт Российской академии наук – «Проблемы позитивистских стратегий изучения древнерусской культуры (на примере исследований сказаний и иконографии Феодоровской иконы Божией Матери)».

В настоящее время отсутствует исчерпывающее описание Феодоровской иконы Божией Матери. Однако на примере исследований источников, посвящённых этой иконе, —

  • «Слово о чудеси и о явлении Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, честнаго славнаго Ея чудотворного образа, нарицаемыя Феодоровския како явися на Костроме граде»;
  • Милютинские минеи;
  • «Икона Богоматери Фёдоровской 1239», Масленицын С.И. 1977;
  • «Настольная книга священнослужителя» —

выявлены исторические факты, позволяющие по-иному взглянуть на роль этого образа Божией Матери в истории России. Позитивистский подход к изучению данной иконы позволяет прийти к выводу, что на протяжении веков Феодоровская икона Божией Матери являлась хранительницей власти.

  1. Ольга Борисовна Сокурова, доктор культурологии, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, духовное чадо отца Иоанна (Крестьянкина) – «Святая Троица и принцип троичности как духовно-смысловое ядро русской культуры».

На призыв Божественной Любви Русь ответила Богу Крещением. Люди общаются между собой, и присутствует некто невидимый третий – будь то Бог, совесть или научная истина. Покровительство Внутритроичного Бога и сам принцип троичности, как духовно-смысловое ядро русской культуры в хорошем смысле слова, водительствуют человеком. Результат таковой синергии прослеживается во многом — начиная с иконы «Пресвятая Троица» преподобного Андрея Рублёва и концепции «Москва — Третий Рим», заканчивая Уваровской триадой «Православие, самодержавие, народность». Эту формулу официальной народности поддерживал и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который утверждал, что главной целью врага во все времена является нападение на православие и его уничтожение.

  1. Марина Николаевна Цветаева, доктор культурологии, профессор кафедры филологии и истории искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения – «Осмысление тенденций современной культуры в контексте национальной идентичности».

Для понимания национальной идентичности очень важен евангельский взгляд. На примере христианской живописи, обладающей категориями сакральными, невидимыми, непостижимыми, бесконечными, что входит в определенный контекст аскетической культуры, человек рационально осмысливает своё ничтожно-умаленное состояние, непосредственную зависимость от своего Создателя: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5). Вера в Бога эстетически украшает человека. На иконе, как правило, изображается пять времён: прошлое, настоящее, будущее, а также вечность и вечное настоящее – таким образом, охватывается всё христоцентричное бытие человека.

  1. Александр Васильевич Маркидонов, кандидат богословия, профессор кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии – «Место образования в восточнохристианской традиции».
     


Начало образования христианской эпохи утвердилось на принципе семи свободных искусств; на представлении, что специальные семь дисциплин являются подготовительными к изучению философии, которая, в свою очередь, представляет созерцание или же сопричастность Божественной реальности.

На Востоке эту систему восприняли в её техническо-этическом содержании — то есть в виде монашеского делания, где изучается философия ко Христу. Вместе с тем происходит поляризация нравственно-аскетической и интеллектуально-образовательной составляющей.
Известны два памятника древнерусской традиции, в которых аккумулировано философско-образовательное наследие:
Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского; Толковая палея.

  1. Игорь Борисович Гаврилов, доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии – «Об идеале русской православной культуры в философии К. Н. Леонтьева».


В России, в XIX – начале XX века, в центре внимания находилась европейская философия. Современный русский человек читает Канта, Ницше, Гегеля; в меньшей степени — отечественных философов: отца Павла Флоренского, Владимира Соловьёва, Николая Бердяева…

Самым читаемым русским философом XIX столетия является Константин Николаевич Леонтьев, которого прежде смерти напутствовал преподобный Амвросий Оптинский: «Пишите прежде то, что Вы называете историческим пророчеством о России». Константин Николаевич, конечно, не пророк, а рационалист; его «пророчества» понимаются в смысле предвидения, а не озарения. Он понимает реальность, какая она есть, какой она будет дальше; он учит человека отличать знамения времени.

  1. Иеромонах Стефан (Селезнёв), кандидат биологических наук, магистр богословия, старший преподаватель кафедры богословия и церковно- практических дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии – «Богословско-филологический анализ понятий Θεός, θεωρία, θεάομαι: Бог как объективный источник мировой гармонии».

Само происхождение термина θεωρία, по мнению философа А. Ф. Лосева, определяется слиянием двух основ: θεα и ὁρῶ. Первая часть им переводится как «зрелище», а вторая – «смотрю» или «вижу» с оттенком констатации самого факта видимости. Алексей Фёдорович считает, что термин «…уже сам по себе, прежде всего чисто этимологически, указывает именно на соединение мыслительных и чувственно-воспринимаемых актов». Несколько ранее немецкий философ М. Хайдегтер приводит эту же этимологию в своей работе «Наука и осмысление» (1953).

В заключение работы организатор конференции священник Димитрий Лушников обратился к докладчикам и студентам с подытоживающим словом: «Эта информация сделала нас сильнее, крепче, более подготовленными на выходе к тому, чтобы отстаивать истинность христианской веры».

Фото: Артемий Бондарев.

Пресс-служба Псково-Печерской духовной семинарии.

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь