ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ПРОШЛИ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

1–2 марта 2022 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошел IV Всероссийский семинар Сообщества преподавателей и исследователей Священного Писания, совмещённый с курсами повышения квалификации преподавателей библейских дисциплин. В нём приняли участие более 100 представителей трёх Духовных академий Русской Православной Церкви, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ряда региональных духовных семинарий, а также кафедр теологии светских вузов.

Организаторами мероприятия выступили Учебный комитет Русской Православной Церкви, Федеральное учебно-методическое объединение по Теологии, Санкт-Петербургская Духовной Академия и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

От Псково-Печерской духовной семинарии в работе семинара приняли участие преподаватели Священного Писания Ветхого и Нового Заветов: иеромонах Прохор (Андрейчук), магистр богословия, протоиерей Роман Ледин, магистр теологии и диакон Константин Селезнев, кандидат биологических наук, магистр теологии.

Перед началом дискуссий с приветственным словом выступил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Петергофский Силуан:

«Термин «сотериологический подход» призван указать и подчеркнуть характерную особенность церковного изучения Священного Писания: оно направлено не на удовлетворение лишь интеллектуальных потребностей, не на рациональную рефлексию над библейскими текстами, но на то, чтобы стать руководством для верующих в их пути ко спасению. Спасение же невозможно вне Церкви как Тела Христова, вне богословской и аскетической Традиции Православия. По образному сравнению прп. Симеона Нового Богослова, «духовное ведение подобно дому, построенному посреди эллинского и мирского знания; в этом доме находится накрепко закрытый сундук — знание Божественных Писаний, а в нем огромное богатство — Божественная благодать. Входящие в дом не увидят богатства, если не будет открыт для них сундук. Сундук же невозможно открыть никакой мудростью человеческой. Поэтому люди, мудрствующие по-мирски, не знают духовного сокровища, лежащего в сундуке духовного ведения».

Знакомство с «сотериологическим подходом» особенно полезно для преподавателей библейских дисциплин: излагать материал интересно и вдохновляюще, в духе и согласии с традицией Церкви, без уклонения в скептицизм и рационализм, зажигая искорку веры в студенческих сердцах, может только тот, кто сам находится в русле Традиции, но кто при этом в полной мере овладел современным и эффективным инструментарием исследователя. По этой причине в программе Семинара запланированы практические занятия по освоению библейского софта и интернет-ресурсов.

Желаю вам плодотворной работы, продуктивных дискуссий, живого и непосредственного общения в гостеприимных стенах академии северной столицы!»

Далее специалист Учебного комитета Русской Православной Церкви — Н. Н. Свокс — зачитал обращение председателя Комитета — протоиерея Максима Козлова, который указал цели и задачи семинара:

«Сегодняшний Семинар проводится в рамках масштабного проекта по созданию среды профессионального общения «предметников» и становления системы повышения квалификации преподавателей богословских (теологических) дисциплин. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Учебный комитет занимается этой работой с 2015 года. Участники сегодняшнего Семинара приглашены к размышлению над тем, как наиболее полно отразить в научных изысканиях и в преподавании богатство церковного прочтения Священного Писания. Это требует разработки исследовательской парадигмы, принципы и постулаты которой не противоречат истине Откровения».

Регламент мероприятия и технические аспекты работы огласил заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии — протоиерей Димитрий Юревич.

Открыл форум доцент Московской Духовной Академии и Перервинской духовной семинарии М. В. Ковшов, который прочитал доклад на тему «Постоянно действующий семинар Сообщества преподавателей и исследователей Священного Писания «Сотериологический подход в библейских исследованиях». Михаил Всеволодович рассказал о цели функционирования указанного семинара, которая заключается, с одной стороны, в формировании сообщества православных исследователей, а с другой — в обосновании и развитии сотериологического подхода в библейских исследованиях. Докладчик осветил историю возникновения семинаров и перечислил основные темы, которые являются наиболее обсуждаемыми, в частности, проблему жизни Писания в Церкви и отношение к историко-критическому методу в православной библеистике.

Далее заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии, доцент протоиерей Димитрий Юревич в сообщении «Экзегеза с нуля: толкование искушений Христа в пустыне: филологический, исторический и богословский аспект» продемонстрировал применение историко-филологического метода в рамках сотериологического подхода для рассмотрения истории искушений Господа Иисуса Христа в пустыне (Мф 4:1–11 и Лк 4:1–14). Автор предложил при анализе общего исторического контекста учитывать содержание кумранских рукописей 4Q521 «Мессия неба и земли», 11Q13 «Небесный князь Мелхиседек» и 4Q246 «Сын Божий» (другое название — «Арамейский апокалипсис»), датируемых I веком до Рождества Христова, в которых излагаются представления о Мессии у евреев периода позднего Второго храма. По словам докладчика, частный исторический контекст должен учитывать современную реконструкцию комплекса храмовой горы в Иерусалиме. Также отец Димитрий остановился на филологических особенностях текста и предложил возможные варианты решения проблемы разной последовательности искушений Христа в Евангелиях от Матфея и Луки.

После небольшого перерыва доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии и Псково-Печерской духовной семинарии Д. Г. Добыкин в докладе «Место Священного Писания в православном богословии» предложил в богословских исследованиях и при преподавании богословских курсов в духовных учебных заведениях обращать особое внимание на то, что Священное Писание является источником Божественного Откровения и, соответственно, догматического учения. Поэтому, по словам Дмитрия Георгиевича, церковному учёному необходимо обращаться к библейским текстам при выстраивании богословских систем, обязательно понимая Писание в святоотеческой традиции.

Следующим выступил старший преподаватель Московской Духовной Академии — П. А. Коротков, который сделал сообщение на тему «Символическое толкование Священного Писания: символ или аллегория?». Пётр Александрович рассказал об истинном значении понятия «символ» как указания на присутствие иной, духовной реальности. По словам автора, именно это присутствие и является основой символического метода толкования, который обнаруживается у Оригена, преподобных Максима Исповедника и Симеона Нового Богослова.

Исполняющий обязанности проректора по учебной работе Сретенской Духовной Академии иеромонах Ириней (Пиковский) в своём докладе «Септуагинта в истории церковного толкования Ветхого Завета» рассмотрел отношение к греческому переводу Ветхого Завета у святого Иустина Мученика, Оригена, блаженного Иеронима Стридонского, а также в дореволюционной и современной российской и зарубежной библеистике.

Доклад на тему «Проблема понимания деонтологических терминов в контексте согласованности культурных традиций античности и Китая в Послании апостола Иакова (1 глава)» представил игумен Моисей (Пилатс), доцент Екатеринбургской духовной семинарии. Отец Моисей обратил внимание на необходимость уделять особое внимание культурному и социальному контексту при переводе ключевых евангельских терминов. Автор привёл примеры перевода таких понятий как вера, терпение, мудрость и благочестие (Иак 1:3, 5, 6, 26), которые в китайском языке имеют несколько иные, отличные от европейского восприятия, значения. Так, по словам отца Моисея, переводчики для передачи эквивалентных значений указанных понятий на китайский язык сначала знакомились с системами добродетелей Конфуция и кодекса Бусидо, чтобы слова Благовестия были поняты в Китае верно.

Доцент, заведующий кафедрой библеистики Московской Духовной Академии протоиерей Олег Мумриков представил доклад «Базовые принципы современной библейской апологетики», который в качестве таких принципов назвал демаркацию (поиск критерия), объективность, взаимообогащение, учёт целей апологетики и её развитие в русле святоотеческого богословия, подчинённое внутренней логике и соборному разуму.

Далее участники форума познакомились с последними сведениями из библейской археологии. В докладе «Археология Иерусалимского храма времен Христа-Спасителя в свете современных исследований» доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, проректор по научной работе Рязанской духовной семинарии — протоиерей Димитрий Гольцев—  предложил вниманию слушателей современные варианты реконструкции Иерусалимского храма и комплекса Храмовой горы иродианского и предшествующих периодов. Он также ответил на вопросы, связанные с экзегезой новозаветного текста: откуда именно изгонял Христос торгующих и где мог поставить диавол Господа Иисуса на «крыле» Иерусалимского храма, когда тот искушал Его. Магистр теологии, заведующий Библейским кабинетом Московской Духовной Академии, старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии протоиерей Александр Тимофеев представил сообщение «Топ-10 археологических открытий, важных для понимания Священного Писания за последние 3 года».

Второй день работы Семинара открылся докладом доцента и секретаря Учёного совета Санкт-Петербургской Духовной Академии — священника Александра Зиновкина на тему  «“Он засмеется”: перевод קחצ в связи с библейской историей об Исааке и церковное толкование текста». Отец Александр на примере анализа ветхозаветного употребления глагола «смеяться» показал, как филология помогает в поиске неочевидных богословских идей: различное использование одного и того же глагола показывает разные оттенки радости в Библии — от радости об исполнении мессианских обетований до выражения насмешки и презрения, которые не всегда возможно передать в переводе на другие языки.

Магистр теологии, заведующий Библейским кабинетом Московской Духовной Академии, старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии — протоиерей Александр Тимофеев — представил сообщение «Толкование 50 Псалма: филологический аспект и церковная традиция». Докладчик показал, как выявление в тексте Псалма параллелизмов (формы библейской поэзии) и их анализ позволяют лучше понять, на каких именно словах делает акцент пророк и псалмопевец Давид.

Далее доцент, заведующий кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии А. С. Кашкин рассказал о возможных версиях перевода фразы «Желаемый всеми народами» (Агг 2:7) и о лингвистических особенностях данного пассажа в Священном Писании на еврейском, греческом и латинском языках.

Вслед за этим старший преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии — священника Алексей Сергеев — представил доклад на тему «Творение и новое творение в послании к Ефесянам (Еф 1:3-14)», где продемонстрировал разные варианты понимания «творения» и «нового творения» в послании к Ефесянам согласно святоотеческой традиции.

После перерыва доцент, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии — протоиерей Димитрий Юревич — провёл практическое занятие, посвящённое использованию библейского софта и библейских интернет-ресурсов. Отец Димитрий порекомендовал и продемонстрировал функционал ряда компьютерных программ (Greek NT Explorer и BibleZoom), обратил внимание участников на важность использования критических изданий текста Священного Писания Ветхого и Нового Завета, а также интернет-ресурсов www.academic-bible.com, библейская-археология.рф и www.baslibrary.org.

В заключение состоялось обсуждение перспектив работы семинара Сообщества преподавателей и исследователей Священного Писания «Сотериологический подход в библейских исследованиях: постановка проблемы», которое провела специалист Учебного комитета, старший преподаватель кафедры теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, учёный секретарь Федерального учебно-методического отдела по теологии — М. В. Таланкина. В данной части семинара участники смогли поделиться своими суждениями по теоретико-методологическим вопросам и по проблемам практического характера, поднимавшимся на семинаре.

Во время работы семинара доклады сопровождала оживлённая дискуссия, свидетельствующая об актуальности поднимаемых тем.

После завершения обсуждения заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии — протоиерей Димитрий Юревич — поблагодарил участников за труды и неподдельный интерес.

По материалам Санкт-Петербургской духовной академии

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь