В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВСТРЕТИЛИ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ ВО ИЕРУСАЛИМ

17 апреля 2022 года Святая Церковь отмечает двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне вечером и сегодня утром студенты Псково-Печерской духовной семинарии принимали участие в торжественном богослужении.

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре всенощное бдение и Божественную литургию возглавил исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковской и Порховский Тихон.

По старой традиции, распоряжением администрации, с этого дня учебные занятия в семинарии на время прекращаются, чтобы у семинаристов была возможность участвовать во всех уставных службах Страстной седмицы.

«Сегодняшний великий праздник Входа Господня в Иерусалим — для нас огромная радость и особая ответственность за наше спасение, за наше отношение к Богу. Мы с вами ликуем от того, что наконец-то Бог послал Своего великого праведника; пророка, знающего все тайны мироздания; постигшего не только эти тайны, но и каждого из нас – живущих, умерших, ещё не родившихся. Это не только праведник и пророк – это Сам Бог, воплотившийся и пришедший в наш мир для спасения каждого из нас. Так Бог возлюбил мир, что послал Своего единственного Сына для спасения человеческого рода.

После ликования Входа Господня в Иерусалим эти же люди не просто устами, а в сердце своём требовали распятия Спасителя. Мы, христиане, отмечаем этот грандиозный праздник по прошествии двух тысяч лет, зная многое, чего не знали люди, приветствовавшие Спасителя на улицах Иерусалима. И мы не можем втайне не задать себе вопрос: сможем ли мы прожить жизнь, повторяя до конца своих дней лишь одно: «Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф.21:9)? Не восстанет ли в наших сердцах лукавая мысль неверия, отчаяния, а ещё страшнее – то, что было произнесено этими же людьми по отношению к Тому, кого они с восторгом и искренней радостью приветствовали? «Благословен Грядый во имя Господне» (Мф.21:9) – говорили они, а через три дня над всем Иерусалимом неслось: «Распни, распни Его!» (Ин.19:6).

Конечно же, никто из нас не застрахован от предательства. Никто из нас не застрахован от самого страшного – от отступления от Бога. Почему же это происходит – и тогда, и сегодня? Жителям Иерусалима, которые собрались у городских ворот, чтобы от всей души приветствовать великого пророка, были известны и Закон Божий, и пророчества о Мессии, и события, которые привели их к воротам города. Иисус из Назарета открывал тайны Божии, был истинным праведником без греха. Он мог откликнуться на любые болезни, скорби и даже смерть людей не только человеческим сочувствием, но и делом, исцеляя и даже воскрешая из мёртвых. Апостол Пётр пишет в Евангелии, что иудеи собрались встречать Спасителя, потому что были потрясены до глубины души тем, что он воскресил Лазаря, которого все знали (город-то был сравнительно небольшой). Неделю назад умерший Лазарь вдруг восстал из гроба словом этого праведника. Ожидания людей, встречавших Спасителя, были самыми светлыми, исполненными надежд. Такими же надеждами были исполнены ожидания учеников, которые сопровождали своего Учителя Господа Иисуса Христа. Они по дороге шли, рассуждая, кто сядет справа или слева – то есть ближе всего к Царю. Кто ближе всего? Сыновья Заведеевы – Иоанн, Иаков. Ученики видели, как с ликованием встречает их любимого Учителя народная толпа; и дети поют «Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21:9); взрослые постилают одежду и машут пальмовыми ветвями; все восклицают: «Царь Израилев!» Это была правда, но лишь в её малой части.

Господь Иисус Христос шёл в Иерусалим, чтобы сразиться с первоисточником зла – самой смертью; со смертью вообще и со смертью каждого человека, стоящего тогда на улицах Иерусалима; со смертью каждого из нас! Смерть человека – это жестокая, умная и бесконечно злая субстанция, которая, получив человеческую душу в свои лапы, уже никогда не отступает от неё во веки веков. Наша земная смерть – это только начало. Господь идёт сразиться с такой смертью каждого из нас и победить дьявола — зло, вошедшее в мир из-за человека, который открыл этому злу ворота. Господь, по безмерной любви к Своему созданию, вступил в эту область зла, для того чтобы создание Своё освободить от этого зла во веки веков.

Ученикам Христовым довелось испытать великое счастье. В течение нескольких лет они были рядом со своим Учителем и узнали его, насколько это возможно для человека. Нам, для которых существует Евангелие, Церковь, Промысл Божий, для этого дана вся жизнь. Господь Сам восчувствует эту любовь (и даже малую её часть, если она есть) и сделает неразрывной связь с Самим Собой. Нам надо как можно больше узнавать о Христе. Если Бог действительно предмет нашей любви, то почему мы так часто порой не знаем о Нём почти ничего?! Мы не должны воспринимать формально призыв Церкви читать Евангелие. Мы призваны жизнью своей изучать слово Божие… изучать Евангелие. Мы призваны испытывать каждую заповедь и каждое слово Господа Иисуса Христа; вдумываться и осознавать. И тогда Сам Господь начнёт открывать нам Самого Себя. И тогда связь истинной любви и знания друг друга будет залогом этих отношений и этой любви.

Это особый крестный путь. Недаром в песнопениях сегодняшнего дня упоминается о том, чем мы отличаемся от тех людей, которые встречают Спасителя, произносивших две тысячи лет назад те же слова: «Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21:9). Послушайте это песнопение: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне. Погребшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песне восклицаем: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне» (Тропарь, глас 4). Здесь имеется в виду не только крещение каждого человека, когда мы становимся христианами, но и то, что это сознательное возложение нашего личного креста на себя и несение его как выражение доверия и любви к Богу. И второе песнопение: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» (Слава, 1-ю стихиру). Любовь к Богу и несение нашего креста – безропотно, сознательно и с благодарением, понимая, что это священный инструмент исцеления нашей души и соединения её с Богом. Дай Господь, чтобы для всех нас этот великий праздник встречи Господа в Его городе остался бы навсегда светлым, радостным и спасительным и никогда бы не омрачался нашей изменой, маловерием, нашими нераскаянными грехами!».

Из проповеди митрополита Тихона 1 апреля 2018 года.

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь