2 мая 2022 года в семинарии при Псково-Печерском монастыре пройдет день открытых дверей. Митрополит Псковский и Порховский Тихон, духовники и преподаватели семинарии расскажут об особенностях учебного процесса в духовной школе, условиях поступления, ответят на вопросы абитуриентов. Будет проведена экскурсия по семинарии и Псково-Печерскому монастырю с посещением Богом зданных пещер, старинных храмов, келлий старцев — преподобного Симеона Псково-Печерского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Подробная информация о Дне открытых дверей: «Псково-Печерская духовная семинария приглашает на день открытых дверей».
Лариса Ивановна Маршева– доктор филологических наук, профессор и заведующая кафедрой древних и новых языков Сретенской духовной академии, профессор и заведующая кафедрой филологических дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии:
«В Псково-Печерской духовной семинарии самым эффективным и самым органическим образом совмещаются современные требования к образовательному процессу, учебно-методической инфраструктуре и обеспечению – с многовековыми традициями духовного русского образования, а также с пристальным вниманием к изучению пастырского богословия, наследия святых отцов и опыта Псково-Печерских старцев».
«Самыми важными предметами в духовной школе являются дисциплины, пастырско ориентированные, а также связанные со святоотеческим наследием. Опытными преподавателями, которые представляют ведущие научно-исследовательские и образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, специально для семинаристов разработаны курсы, связанные с изучением духовного и практического наследия Псково-Печерских старцев; с семейной жизнью священнослужителей; с аскетическим богословием и многими другими дисциплинами, являющимися краеугольным камнем для богословского образования, без которых немыслима подготовка будущих священнослужителей и церковнослужителей».
«Воспитанию семинаристов уделяется огромное внимание. Семинарии чрезвычайно повезло: она находится в стенах древнейшей русской обители – Псково-Печерского монастыря, который никогда не закрывался. В нём неустанно творилась молитва за землю Русскую; за русских людей; за будущее, настоящее и прошлое нашей великой России. Семинаристы, под руководством насельников-духовников Псково-Печерского монастыря, впитывают этот богатейший опыт, который им, конечно, пригодится в дальнейшей жизни и священническом служении».
«Ректором Сретенской духовной семинарии (сейчас это академия) долгие годы был митрополит Псковский и Порховский Тихон, который возглавил Псково-Печерскую духовную семинарию. Для всех очевидно, что те традиции, которые были заложены Владыкой в Сретенской духовной академии, будут продолжаться, претворяться в жизнь и развиваться именно здесь, в Печорах».
Дмитрий Георгиевич Добыкин– кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, доцент Псково-Печерской духовной семинарии:
«Семинарское образование в любой семинарии достаточно высокое. В Псково-Печерской семинарии, стараниями владыки ректора, есть возможность аккумулировать преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь получается качественный образовательный центр. Если человек, который решил связать свою жизнь со служением Церкви, поступит сюда, он окажется на очень высоком уровне. Основная масса преподавателей здесь – преподаватели двух столиц».
Дмитрий Андреевич Карпук– кандидат богословия, доцент и заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии, доцент и заведующий кафедрой церковно-исторических и общегуманитарных дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии:
«Тот факт, что Псково-Печерская духовная семинария находится в стенах Псково-Печерского монастыря, является, вне всякого сомнения, положительным моментом. По благословению митрополита Тихона были разработаны специальные пастырские программы, направленные на то, чтобы именно в этой семинарии велась особенная подготовка будущих священнослужителей».
«В дореволюционный период духовные семинарии чаще всего открывались в городах, хотя для самой духовной школы это не совсем полезно. В ‟Духовном регламенте 1721 года” говорилось, что духовные школы необходимо открывать за городом, в том или ином монастыре. Монастырские порядки должны были влиять на воспитанников, приобщать к определённой традиции, дисциплинировать их. Духовная брань ведётся как в монастыре, так и за пределами монастыря. Тем не менее, на мой взгляд, факт нахождения семинарии в обители должен благотворным способом сказываться на процессе воспитания и обучения».
Алексей Константинович Светозарский– кандидат богословия, профессор и заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессор Псково-Печерской духовной семинарии:
«Духовная школа связана с Псково-Печерской обителью, никогда не закрывавшейся и передававшей свой уникальный монашеский опыт. Это наша национальная святыня и культурное достояние; непрерывная монашеская традиция. Семинария органично интегрировалась в жизнь монастыря. Студенты, которые выходят на стезю священнослужения, участвуют в богослужении: пономарят, поют, читают на клиросе. Со стороны монастырской братии воспринято это радостно; они опекают семинаристов. С самых древних времён, начиная с восточных христианских школ, духовная школа формировалась в монастыре и была похожа на монастырь. Это не значит, что все становятся монахами, но какое-то время живут в условиях, приближенных к монастырским».
«Мы должны оправдывать оказанное доверие и продолжать ту линию, которая была изначально определена ректором владыкой Тихоном: подготовка пастыря, прежде всего. Линия, направленная на подготовку пастырей, разрабатывалась в стенах Сретенской духовной семинарии. Есть целый ряд пастырских программ. Традиция духовного окормления в монастыре очень богатая. У нас даже есть отдельный предмет ‟Опыт Псково-Печерских отцов”; будет особое внимание к духовной истории обители».
«Проживание в условиях монастыря – это не просто проживание на одной территории, где параллельно с тобой идёт какая-то жизнь. Ты полностью вошёл в эту жизнь. Четыре года, проведённые в удивительной атмосфере, потом скажутся на человеке самым положительным образом. Это определённый модуль истинно христианской жизни. Всё рядом; нет давящего, деспотического ритма большого города».
Владимир Михайлович Кириллин– доктор филологических наук, профессор и заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии, профессор Псково-Печерской духовной семинарии:
«Всякое новое дело, целью которого является созидание, славно. По первым годам существования духовной школы мы видим интерес к ней молодёжи – не только Псковской, но и других епархий. Это очень важно!»
«Для нас, православных людей, главным критерием являются духовные черты человека. В этом плане у нас замечательные ребята – чистые, искренние, готовые служить Церкви и Господу всей душой, всеми своими возможностями».