В НЕДЕЛЮ 12-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ПСКОВА

4 сентября 2022 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы, студенты семинарии молились в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. Богослужение возглавил исполняющий обязанности ректора семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора; иеродиакон Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; клирики Псковских храмов.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении сводного хора из 320 человек под управлением диакона Александра Амерханова, собранного по случаю завершения Всероссийского хорового фестиваля имени М. Ф. Гривского. Идейным вдохновителем праздничных событий стал митрополит Псковский и Порховский Тихон, объединивший под эгидой этого праздника 35 академических и церковных коллективов со всех уголков России.

За Божественной литургией Владыка Тихон совершил диаконскую хиротонию студента IV курса Виталия Гука. Начальствующие, учащие и учащиеся семинарии сердечно поздравляют дорогого отца Виталия с этим памятным днем. Желаем ему всеукрепляющей благодати Божией в служении, крепости телесной и душевной, терпения и доброго здравия на многая лета.

По запричастном стихе митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом, в котором сказал:

«Множество раз мы читали в Священном Писании, как Господь призывает апостолов, и они идут за ним: мытарь Матфей, рыбаки Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн, многие другие. И вдруг впервые мы видим, что Господь призывает человека; говорит ему: иди за Мною; становись апостолом. А тот не хочет – на призыв Самого Господа! Значит, и этот призыв не всесилен, потому что этот призыв должен найти ответ у человека. А если ответ в воле человека, в произволении, в согласии, чтобы на всё была воля Божия, как сказала Божия Матерь, «Се, раба Господня, буди мне по слову твоему…» Если этого нет, то бессильно и Слово Божие ко спасению этого человека. Бессильно Божие Слово и к нам, если мы, зная о заповедях и призываемые Богом соблюдать их, говорим: нет, не будем, не хотим.

Нищий богач подошёл к Спасителю и спросил: «Учитель благой! что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.10:17). Несколько раз к Спасителю подходили и спрашивали: какая важнейшая заповедь? И мы прекрасно помним, что Спаситель отвечал. «Какая первая из всех заповедей?» (Мк.12:28) — спросил Его фарисей. «Возлюби Господа Бога твоего», — отвечал Спаситель – всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всей крепостию твоею, — вот первая заповедь!» (Мк.12:30). И вдруг Господь этому будущему нищему, а пока ещё богатому земным богатством человеку, говорит: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (Мк.10:19), «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31). Будь хорошим человеком!

Господь просто, в отличие от нас, прозорливо видит этого человека – того, кто пришёл к нему. Он живёт в неге и богатстве – этот богатый юноша. Потом выяснилось, что он слишком богат и не хочет отдавать своё богатство и идти за Христом, как другие апостолы. Он видит, что просящий у него жизнь вечную любит жизнь временную и её удовольствия больше, чем все эти вместе взятые вечная жизнь и Царство Небесное. Он любит больше плоть, чем дух. И Господь подводит его постепенно к мысли о любви к высшему – к Духу, к Богу, к истине – что и являет собой вечную жизнь. А этот парнишка просто хотел, устроившись хорошо во временной жизни, ещё и устроиться хорошо в вечной жизни. Что для этого надо сделать? Христос говорит: ну, будь для начала хорошим человеком. Юноша говорит: «Это я всё уже сделал. Чего мне ещё не хватает?» И тогда Господь говорит ему: «Продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Молодой человек был богат; он расстроился и отказался быть апостолом.

А вот апостолы сделали это! Они оставили всё и пошли за Христом. Почему? Этот молодой человек хотел и физически, и духовно хорошо устроиться – и здесь, и на том свете. А апостолы отличались от него тем, что они не просили у Него Царства Небесного. Они полюбили Христа. Они полюбили воплощённого Бога; и эта любовь к Богу была выше, чем любовь к материальному. И они оставили всё! Матфей бросил свои деньги на дороге; апостолы оставили свои корабли и сети – Пётр, Андрей, Иоанн, Иаков. Пётр оставил и свою семью. И пошли за Христом, движимые любовью к Нему, которая сильнее, чем любые мирские материальные и душевные привязанности. Вот что мы можем отдать Богу – всего себя! А тот, кто не может это сделать, даже если у него счёт в банке очень небольшой; если у него собственности не так уж и много, но не может он с ней расстаться; он больше её любит, чем Бога; больше любит, чем Боговоплощенного Христа – он вот такой же, как этот нищий богач, обнищавший во всём.

Вот чего ждёт от нас Бог: «Сыне, дай Мне твое сердце!» Господь ведь не требует отречения от детей, жён и так далее; от имущества, которое обеспечивает благосостояние семьи. Он не отнимает наших близких от нас. Он просто говорит: любовь Божественная, как главная цель к Богу, оплодотворяет вечностью и неизреченным благом любую другую любовь и любые другие ваши заботы. Именно об этом и сказано в Евангелии. Вот почему, когда апостол Пётр спрашивает у Спасителя после всего этого; и после того, как он услышал, что легче верблюду войти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Небесное, он с ужасом спрашивает, что с ними будет. И Спаситель говорит: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19:28). Вы станете со-творцами вечной жизни; вы получите послушание, которого не получает никто, оставивший всё ради Христа; уподобитесь Богу, чтобы творить вместе с Ним возрождённое бытие. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат получит и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29).

В другом Евангелии говорится, уже и в этой жизни! Как это происходит? Это могут засвидетельствовать вам, например, монахи, которые когда-то оставили всё и получили новую жизнь – и братьев, и родных. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, как он стал монахом, когда он уже решился. Напомню: дворянин, воспитанник императора, выпускник инженерного училища в Санкт-Петербурге. И вот он говорил: «Вступил я в монастырь, как кидается изумлённый, закрыв глаза и отложив размышление, в огонь или пучину…» Конечно, боялся. И апостолы боялись. Но любовь превозмогла, и они сделали это!

Этот юноша не почувствовал этой любви к Господу. Господь явил ему всем сердцем любовь Свою, а он её не почувствовал. Потому что любовь к плотскому, к материи в нём, к сожалению, была больше. Что такое не почувствовать любовь ко Христу, когда ты стоишь рядом с Ним? Представьте себе. Это немыслимо, невозможно! Если Господь особую любовь являет к человеку в той жизни две тысячи лет назад, а этот парень не почувствовал! Нищий богач, всё потерявший.

В конце сегодняшнего Евангелия, когда апостолы спрашивают: «Так кто же тогда может спастись?» (Мф.19:25), Господь отвечает: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26). Человеку невозможно полюбить дух больше, чем плоть — невозможно в том падшем состоянии, в котором мы все находимся. Господь явил это как раз примером того самого богатого юноши, а на самом деле нищего богача. Но постепенно Господь приводит и избирает людей, приведённых Им благодатью Своею к пониманию этой высшей любви и высшего пророческого откровения. Кто знает, может быть, этого юношу постепенно Господь привёл к тому состоянию, что он всё понял, как привёл Он и апостолов, которые пошли за Ним; как привёл он и многих из нас, которые заповедь, данную нам Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:30-31), пытаемся изо всех сил выполнить.

Наша цель жизни и есть в том, чтобы эту любовь восчувствовать, в себе возгреть, сохранить и приумножить. В этом и есть цель человеческой жизни. В этом есть и путь соединения человека с Богом».

Из проповеди митрополита Псковского и Порховского Тихона в Неделю 12-ю по Пятидесятнице в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова 4 сентября 2022 года.

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь