В ПРАЗДНОВАНИЕ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ В МИХАЙЛОВСКОМ СОБОРЕ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это единственный из двунадесятых праздников, который не связан с событиями земной жизни Христа и Богородицы. В этот день православные христиане вспоминают Церковное Предание, согласно которому равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, в 326 году в Иерусалиме, около горы Голгофы, обрела Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Святая Церковь вспоминает также возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену четырнадцать лет – с 614-го по 628 год. Греческий император Ираклий вернул святыню в Иерусалим.

Студенты семинарии молились в соборе архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Божественную литургию возглавил исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон. Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии иеродиакон Андрей (Коротков) и братия обители в священном сане.

По запричастном стихе владыка Тихон произнес проповедь:

«В алтаре Троицкого собора Псковского кремля есть запрестольный крест. И это не привычный для нас крест – древо, на котором изображение распятого Господа. Это позолоченное со всех сторон торжественное, в золоте, в украшениях крестное знамение, на котором изображён распятый Господь Иисус. Я одно время посматривал на этот торжественный, величественный крест и думал: это вот такое русское барокко… А потом понял, что те, кто создавал этот крест, имели в виду совершенно другое. Они имели в виду высокую богословскую мысль о том, что это царский трон, на который взошёл Господь. Такой трон уготовало Ему падшее человечество; такой царский трон благословил Ему Его Небесный Отец.

Святитель Филарет Московский пишет о кресте: «Здесь присутствует вся Святая Троица. Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною». Преподобный Силуан Афонский в своих записках пишет удивительные слова: «Если у матери страдает, болеет ребёнок, она готова с радостью, с желанием пойти на то, чтобы претерпеть любые страдания; чтобы её на части изрезали, лишь бы не страдал её ребёнок. Так же и Господь. Он так же болезнствует о страданиях человечества и мира, что готов претерпеть все страдания этих людей, чтобы только спасти человечество». Но как спасти?

Оглянемся назад – и мы видим, что в каждой беде, в каждом крестном нашем личном страдании есть высокий смысл, поднимающий нас над самими собой; укрепляющий нам нашу веру и наше упование на Господа. И Сам Господь, показывая нам наше с вами немощное человеческое естество, в Гефсиманском саду молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). Немногие понимают этого. Некоторые бегут от этого понимания, потому что это слишком страшно и тяжело воспринять; слишком тяжелы наши страдания человеческие именно здесь и сейчас. Но Господь ждёт, чтобы мы поднялись над миром и над самими собой в уповании на Господа и на непреложные Его обетования, чтобы мы жили в Царствии Небесном по закону Небесного Царствия, а не в мире сем по законам князя мира сего. Человек может жить по законам Небесного Царствия, если только будет заставлять себя, понуждать. Только понуждающие себя получат Царствие Небесное! Если не понудим себя, а будем жить так, как нам складывается здесь; как нам здесь — отвратительное слово — «комфортно» и нравится, мы будем жить по законам дьявола, который нас здесь очень хорошо устроит в том самом комфортном состоянии, о котором так часто говорит мир сей.

Спасительное горькие лекарства – это наши страдания, часть нашего креста. Ведь недаром практически все лекарства в мире и операции, которые продолжают жизнь человека, связаны со страданием. Продолжение жизни связано с испытаниями! Моменты радости – это награда; это икона Царствия Небесного; это то, что мы через мутное стекло видим малейшую частицу тех радостей и мира, который уготовал Господь любящим Его.

Сегодня мы возносим на царском троне, на Кресте, Господа нашего Иисуса Христа над всем миром. Воздвигаем этот трон и это крестное знамение в первую очередь не для всех, а для себя. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — сказал преподобный Серафим Саровский. Ничего выше, чем любовь Христова, воплощаемая во Кресте, не существует. Раз в год Церковь нам об этом напоминает, чтобы мы весь следующий год постоянно видели перед собою этот вознесенный, воздвигнутый над миром Крест Христов – как наш главный маяк; как наше главный ориентир в этом мире. Крест Христов — со всеми его страданиями и со всею бесконечною любовью Бога, который уготовал целое Царство Небесное тем, кто вслед за нашими поколениями и поколениями предков выбрал жизнь, исполненную страданий, греха, скорби. Мы – наследники этой жизни, но призваны из неё вырваться путём Креста Господня.

Вот такой удивительный сегодня праздник. Таковы его лишь немногие глубокие смыслы, упомянутые нами, призывающие нас к любви ответной и к благодарности Богу (настолько, насколько каждое из наших сердец на это способно) и к мужеству, потому что Господь немужественных и боязливых не любит.

Храни вас всех Господь! С нашим общим праздником – Воздвижением над нашей жизнью Креста Господня. Аминь».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь