В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВСТРЕТИЛИ ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

14 октября 2022 года, в день празднования Покрова Божией Матери, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил праздничную Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы на подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в городе Пскове. Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Андрей Вахрушев, секретарь Псковского епархиального управления; иерей Александр Короплясов, старший священник храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова; иерей Роман Гизитдинов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Подворье Псково-Печерского монастыря; иеродиакон Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; духовенство Псковской епархии. За богослужением молились студенты семинарии, паломники и прихожане храма.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых праздников Русской Православной Церкви.

По преданию, в 910 году, во время царствования императора Льва Великого (Мудрого), столица Византии Константинополь был окружён войсками сарацин (мусульман), готовых в любой момент ворваться в город и разрушить его. Множество верующих устремились в Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери, Её головной покров и часть пояса, чтобы молиться об избавлении от врагов.

Во время всенощного бдения Андрей Христа ради юродивый и его ученик Епифаний увидели идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева со слезами молилась Своему Божественному Сыну за христиан. Закончив молитву, Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростёрла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а Покров в руках Её блистал «паче лучей солнечных».

Чудесный Покров Пресвятой Богородицы действительно защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров; на следующее утро враги сняли осаду Константинополя и пустились в бегство. Народ Божий был избавлен от смерти, а город и храмы от разорения.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси в XIIвеке, при благоверном князе Андрее Боголюбском (внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого), который воспринял видение Андрея Христа ради юродивого как особый знак для себя и своей земли. Узнав об этом событии из жития своего святого, он распространил традицию празднования Покрова Божией Матери на Руси. В 1165 году был построен первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — знаменитый храм Покрова на Нерли под Владимиром.

За Божественной литургией владыкой ректором была совершена иерейская хиротония студента IV курса Псково-Печерской духовной семинарии диакона Виталия Гука. Желаем помощи Божией и усердия в служении Богу и людям. Аксиос!

По запричастном стихе митрополит Псковский и Порховский Тихон обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Сейчас время, когда немало людей унывает; когда немало людей в смятении; когда вера многих не даёт им утешения, мира, упования на Промысл Божий, надежду и покой. Тревога, страх, неопределённость, всякого рода беспокойство в душах соединяются в некое маловерие. Почему это происходит? Мы же верующие люди; мы исповедуем Господа Бога; исповедуем Его неизреченный, непостижимый для нас Промысл, ведущий нас ко благу. И все в своей жизни этот Промысл уже испытали; видели, как Господь, «глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезное всем подавая…», ведёт нас по жизни, какие бы сложности не вставали на нашем пути; какие бы волны не поражали наше воображение в житейском море.

Святые отцы объясняли, почему это происходит в душах даже верующих христиан. Смятение, беспокойство естественны для нас. Неопределённость, которая складывается в этих обстоятельствах тоже совершенно понятна. Святой Исаак Сирин, величайший провидец и пророк духовного мира, оставивший нам законы этого мира в научение, сказал: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Мысли о грядущих скорбях, несомненно, посетят каждого. Совершенно ясно, что впереди совсем непростые времена. Но когда мы только этим занимаемся без меры и упования на Бога, рассуждая только рассуждениями о грядущих проблемах и сложностях, мы постепенно свою душу заполняем этими и существующими, и несуществующими бедами и проблемами.

Мы слышали сегодня удивительную историю о том, как Господь посетил дом своих друзей – Марфы, Марии и Лазаря. Мы знаем эту историю прекрасно, как Марфа хозяйничала, а Мария сидела у ног Иисусовых и слушала Слово Его; как Марфа впала в уныние. Со Спасителем приходило немало людей. Чем кормить, чем поить, как накрыть на стол? А хочется же получше, и паника вселяется в душу хозяина или хозяйки. Господь пришёл в дом Марфы; она, конечно же, должна была угостить, омыть ноги – всё что положено по тогдашним традициям. И в конце концов её уныние дошло до того, что она Самому Спасителю говорит: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк.10:41) И Господь сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимается у нее» (Лк.10:42).

А что же главное? Уже закончена в Евангелии от Луки эта история: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк.10:42). А что же это за благая часть? В богослужении мы, священники, читая это Евангелие, пролистываем две странички по благословению Церкви; через две странички идёт совершенно из другого повествования. Господь идёт между людей, и одна из женщин говорит Ему: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11:27)А Он ей говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28). Блаженна не Его Мать, давшая Ему земную жизнь. Ещё более блаженны те, кто слышат Слово Божие, хранят, помнят его, живут им и его исповедуют. Это и есть самое главное. Это больше, чем материальное, чем дело Марфино. Мариино дело – слышать Слово Божие и сохранять его. И тогда мы услышим о том, что нет смерти; о том, что Господь каждого человека ведёт Им, Богом, намеченной жизнью; о том, что выше сил испытаний не будет; о том, что ученики, устами апостола Павла, должны говорить: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите» (1 Сол.5:16-18). И волос не спадёт случайно с вашей головы; вас и ваших любимых Господь несёт через всю жизнь к намеченной и созидаемой Богом вечной жизни вместе с Ним – через те испытания, которые надлежит пройти нам.

Я вспоминаю одного человека, который абсолютно это чувствовал. Это отец Иоанн (Крестьянкин). Какой же он был всегда радостный! Какой же он был всегда счастливый! Слово Божие всегда было в нём. Он им жил, его законами, а не ужасными законами этого мира, которые в конце концов приводят человека в отчаяние даже в таких малых делах – более хорошо или менее хорошо принять гостей. Всё красит мера – и нашу скорбь, и наше волнение, и наши заботы.

Сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Вот я думаю, что Андрей Христа ради юродивый увидел со своим другом Божию Матерь, Которая и сейчас духовно предстоит, покрывая, по послушанию Своему Сыну и по любви к человеческому роду, свой омофор – а это образ заботы материнской. А мы, в нашем унынии и в том, что мы не молимся, как до́лжно, этого не видим, но хотя бы веруем. Если бы мы только знали, сколько заботы и Промысла от Господа и Божией Матери Святых на нашем жизненном пути, мы бы радовались всё время, как отец Иоанн – в скорбях, в тюрьме, в ссылке. Но, к сожалению, не умеем. Но надо учиться! И Господь даёт молитву молящемуся. Вот кто начнёт по этому пути идти, Господь и начнёт раскрывать. А не начнём идти по этому пути, Господь нам этого всего и не раскроет.

Дай Бог вам помощи Божией, всегдашней радости о Христе, полнейшего упования на Промысл Божий. И никогда не давать (как Марфе, даже в самых благочестивых случаях) места унынию, а тем более отчаянию в нашем сердце. Аминь».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь