В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО, СТУДЕНТЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА ПРАЗДНИЧНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ

23 октября 2022 года в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря была совершена воскресная Божественная литургия, которую возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев). Ему сослужили проректор по воспитательной работе Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Прохор (Андрейчук) и братия обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор под управлением инока Олега (Гладышева).

По запричастном стихе преподаватель миссиологии иеромонах Анастасий (Байков) произнёс проповедь, в которой вспомнил о преподобном Амвросии Оптинском.

Будущий старец родился в 1812 году в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье священнослужителя в день, когда в семье было много гостей, пришедших на праздник благоверного князя Александра Невского. Младенца нарекли в честь празднуемого святого Александра. Батюшка впоследствии шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу». Воспитывался он в обстановке строгого благочиния. После окончания духовного училища поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где проявил незаурядные способности. На последнем курсе Александр тяжело заболел и дал обещание Господу, что, если Он воздвигнет его здравым от одра болезни, то непременно пойдёт в монастырь. Болезнь прошла, но юноша не забыл своего обета. В дальнейшем старец так вспоминал о времени между окончанием семинарии и поступлением в монастырь: «После выздоровления я целых четыре года всё жался, не решался сразу покончить с миром…»

В столь важном выборе жизненного пути Александр решил посоветоваться с подвижником Иларионом, жившем в то время в Тамбовской епархии. Старец благословил его пойти в монашество, сказав: «Иди в Оптину пустынь – и будешь опытен». В 1839 году, опасаясь, что родные и знакомые могут поколебать его решимость, он тайно уехал в Оптину пустынь. Только через полгода, когда были улажены вопросы с его исчезновением из училища, где он работал учителем, его приняли в число братии. Сначала его воспитывал старец Лев Оптинский, потом передал его под воспитание старцу Макарию. В 1842 году он был пострижен в мантию с именем Амвросий.

Следующие лет сорок своей жизни он был немощным, тяжело больным человеком. Но, как говорит Господь, «…сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.12:9). В 1846 году, когда он совсем разболелся, его постригли в великую схиму с сохранением имени Амвросий. И как первый зов Божий был явлен ему через болезнь, так и призыв к подвигу старчества был дан в состоянии полной физической немощи.

Отец Амвросий умел вразумлять нуждающихся словом, понятным лишь тому, к кому оно относилось; чаще всего ему приходилось давать советы при большом скоплении людей. Он мог рассказать историю, которая служила ответом на сокровенную мысль кого-либо из присутствовавших. Но каждому он давал столько, сколько тот мог вместить по своему душевному устроению. Старец не имел обыкновения обличать кого-либо перед людьми. Не столько угрозой, сколько любовью батюшка умел вести людей к исправлению; вселяя в их души веру, что можно при помощи Божией одолеть врага.

К старцу приходили и известные люди, в том числе Лев Николаевич Толстой, который был позже предан анафеме. Батюшка с ним долго разговаривал, а когда тот ушёл, сказал: «Слишком гордый». Даже старец ничего не смог с ним сделать. О Фёдоре Михайловиче Достоевском, который проделал долгий путь к старцу, сказал: «Этот из наших, из кающихся».

Прозорливость отца Амвросия сочеталась с другим ценнейшим даром – рассудительностью. Старец часто давал наставления в полушутливой форме. В его шутках-прибаутках скрывались очень глубокие духовные вещи:

«Как жить? Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем почтение»;

«От чего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог»;

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы как заляжем, так и встать не можем»;

«Люди грешат оттого, что не знают, что до́лжно делать и чего избегать; а если знают, то забывают, или ленятся, или унывают…»;

«Скука – унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать её прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдёт, и усердие придёт»;

«Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно ещё всё исправить»;

«Креста для человека Бог не творит. И как ни тяжек бывает у человека его крест, который он несёт по жизни, а всё же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца».

Преподобный Амвросий Оптинский всегда учил безграничному доверию Промыслу Божиему и на всё говорил: «Да будет воля Твоя». В келье отца Иоанна (Крестьянкина) есть портрет батюшки Амвросия, а рядом в стекле лежит его полумантия. Батюшка его очень почитал, пользовался его наставлениями и во многом продолжил традицию духовничества, заложенную Оптинскими старцами.

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь