13 ноября 2022 года исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил воскресную Божественную литургию в домовом храме преподобного Симеона Псково-Печерского в селе Вехно Великолукской епархии. Ему сослужили настоятель храма иеромонах Варнава, протоиерей Иоанн Миронов и братия Псково-Печерского монастыря в священном сане, приехавшие помолиться. Богослужебные песнопения исполнялись архиерейским хором под руководством диакона Александра Амерханова.
Сегодня мы наблюдали духовный мост между великими именами старцев и святых, которых протоиерей Иоанн Миронов застал ещё при их жизни, и студентами семинарии, которые в полном составе посетили батюшку.
В селе Вехно, в Преображенской церкви Елизаветинского периода, будущий преподобный Симеон Псково-Печерский крестился с именем Василий. Отец Иоанн проходил пешком по сорок пять километров с мешком за спиной из деревни Шабаны в Печоры, чтобы иметь радость общения с преподобным Симеоном. В течение четырёх лет отец Иоанн воспитывался у преподобного Серафима Вырицкого, который благословил его на поступление в семинарию и предсказал день своей блаженной кончины, чтобы в этот день его воспитанник приехал проститься со своим наставником.
Неразрывная духовная связь и память, тесно связывающая его с небом, является неиссякаемым источником благодати Божией, которая изливается на всех, кто приходит к батюшке. Студенты получили благословение на дальнейшие добрые труды и дела, о которых отец Иоанн особо помолился, накрыв всех епитрахилью.
После Божественной литургии студенты зашли помолиться в Преображенский храм, а перед обратной дорогой заехали домой к отцу Иоанну, чтобы обратиться к нему с личными вопросами и просьбами о молитвенной помощи. Большое впечатление на всех произвёл дуб, посаженный батюшкой у дома, который вверху разросся в три одинаковых ветви, с двумя выросшими рядом деревьями — по образу Пресвятой Троицы, посетившей Авраама и Сарру.«Мамврийский дуб», по словам отца Иоанна, также являет собой и образ смирения, поскольку корнями своими глубоко уходит в землю; и тогда уже его могучую крону не сможет повалить ни один ветер.
В этот день за Божественной литургией читался отрывок из послания апостола Павла к Галатам, где он говорит о святой похвальбе. Продолжая эту мысль, митрополит Тихон обратился к присутствующим со словом наставления:
«Сегодняшние слова апостола Павла в его послании к Галатам говорят о самой сути спасительной нашей веры… именно спасительной и единственной православной веры о Иисусе Христе. Новая тварь, новое творение началось со времени пришествия в мир, соединения с человеческим родом, распятия и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И все прошедшие с ним этот путь — во Христа крестившиеся, облекшиеся во Христа — новая тварь в новом мире… новое творение. «Се творю все новое» (Откр.21:5), – это про вас говорит Господь, про вас… Вы начаток этого нового творения! И нам необходимо это уразуметь, а самое главное – жить по этим новым законам.
Как же это сделать, как это вместить в себя? В человеке должно быть что-то необычайно высокое, предельно важное; то, к чему он стремится, и то, чем он гордится. Я не ошибся, говоря о том, что человек должен гордиться неким высшим, что есть у него. Апостол Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14). Вот чем он хвалится; вот что возносит в душе своей; вот в чём высокая гордость смиренных – это Господь наш Иисус Христос. Вот что мы превозносим! А превозношение – это и есть то самое чувство, которое извратил в себе человек, направив это превозношение, гордость (то есть радость за то, что ты превозносишь) на себя, вместо того чтобы направлять эту радость, восхищение, благодарность бесконечную на Господа нашего Иисуса Христа. Смиреннейший апостол Павел, нашедший истину своим смирением, возносит Христа и ничего и никого не хочет знать в этом мире, кроме Спасителя. Это необычайно важное понимание христианской жизни. Законы мира посрамятся. А законы Божии восторжествуют! И возблагодарят о них все верные Господу».
Слова уважения и благодарности митрополита Тихона были обращены к отцу Иоанну Миронову:
Митрополит Тихон: Мы очень рады, дорогой отец Иоанн, что сегодня с Вами, с Вашими сподвижниками здесь, в деревеньке Вехно, в домовом храме, вместе с нашими воспитанниками студентами, с Вашими послушницами и послушниками празднуем этот воскресный день. Хвалимся Христом Воскресшим! Возносим Его, потому что ничего другого у нас в жизни нет. И этой великой науке учат нас, дорогой отец Иоанн, такие люди, как Вы; такие люди, как старец Симеон – наш Псково-Печерский великий подвижник; такие духовники, как наш Псково-Печерский отец Иоанн – Ваш духовный друг. Благодарим за возможность помолиться с Вами, дорогой батюшка. Желаем Вам крепости душевной и обретения всех тех остатков крепости телесной, которые Господь посылает Вам, для того чтобы Вы были с нами ещё какое-то единое Ему ведомое время. Очень рад, что мои воспитанники студенты сегодня смогут пообщаться с Вами.
Протоиерей Иоанн Миронов: Все рады, Владыка святый, что Вы посетили нас; Вашей любовью воскресили нас к будущей жизни. Дай Господи Вам крепости сил и столько лет, как я шестьдесят семь лет прослужил Церкви Христовой. Девяносто седьмой пойдёт мне год. Я всех старцев знал: и Симеона, и отца Иоанна (Крестьянкина) нашего Псково-Печерского, и отца Серафима Вырицкого. Везде бывал, при жизни к ним ходил пешком сорок пять километров в Печоры, в Шабаны, в Новую Уситву (там похоронены мои родители Георгий и Ольга). Благодарим Вас за вашу любовь; что Вы нашли время приехать к нам и сотворить нам вторую Пасху. Дай Господи Вам крепости сил и многая и благая Владыке лета!
Митрополит Тихон: Спаси Господи, дорогой батюшка! Вы последний живой мост между ими – теми великими именами, которые вы упомянули, — и нами, сегодня живущими. Я очень рад, что и я, грешный, и наши послушники, и монахи псково-печерские, приехавшие сюда, и хор, и наши воспитанники смогут в своей жизни увидеть и духовно этот мост ощутить. Спаси Господи!