18 декабря 2022 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский
Тихон возглавил Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника, празднующий в этот день пятилетие монашеского пострига; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор духовной семинарии; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор духовной семинарии по воспитательной работе; братия монастыря в священном сане.
Богослужение сопровождалось песнопениями архиерейского хора под руководством диакона Александра Амерханова и братского хора Псково-Печерского монастыря под руководством инока Олега (Гладышева). Студенты молились вместе с монастырской братией, прихожанами и паломниками святой обители.
За Божественной литургией возгласили «вечную память» и помолились о упокоении схиигумена Саввы (Остапенко) в день памяти его небесного покровителя, первого в истории Церкви монаха-священника преподобного Саввы Освященного, автора Иерусалимского устава VI века, который является основой литургической жизни Церкви до сей поры.
Сегодня также празднуется память священноисповедника Сергия Правдолюбова, пресвитера († 1950), правнук которого, Симеон Правдолюбов, обучается в стенах нашей духовной школы, решив пойти по стопам своих предков и стать священником, служителем Божьего престола.
После Великого Входа митрополит Тихон рукоположил в пресвитеры диакона Валерия Маликова, который в течение двадцати лет, до самой кончины архимандрита Антония (Гулиашвили), был его келейником. После Евхаристического канона Владыка совершил диаконскую хиротонию студента II курса Льва Савинова.
По запричастном стихе Владыка ректор обратился к собравшимся с проповедью на евангельский отрывок от Луки (85-е зачало):
«Сегодняшнее Евангелие необычайно важно для нас; для нашей правильной духовной жизни, потому что необходимо сопоставить свою жизнь с жизнью того человека, о котором рассказано в этом Евангелии, которое повествует о человеке спасшемся. Господь сказал ему: Вера твоя спасла тебя (Лк.17:19). Это то, что мы жаждем услышать от Господа при встрече с Ним. Лишь несколько раз за всю Свою земную жизнь Господь обращал такое великое слово людям. Вера твоя спасла тебя (Лк.8:50) – говорил он блуднице. Разбойнику, висящему на кресте, Он сказал: Ныне будешь со Мною в раю (Лк.23:43). И вот сейчас человеку, исцелённому от проказы, Господь говорит эти слова.
Речь пойдёт о спасённом православном самарянине. Мы помним эту историю. Когда Господь проходил между Самарией и Галилеей, его встретили десять прокажённых. На сорок пять метров они должны были стоять; ближе нельзя было подходить. Зная о Нём, как о великом исцелителе, о Человеке Божием, они закричали: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк.17:13). И Он, видя их веру в Него, отправил их к священникам. Был такой обычай: надо было исцелённому прокажённому обязательно показаться священнику, который должен был удостовериться, что проказа ушла, что человек больше не представляет опасности для всего общества; священник, от имени Церкви, разрешает ему общаться с людьми, войти в обычную человеческую жизнь. Это то, о чём мечтали все прокажённые, которые были изгнанниками до смерти, если не произойдёт чудесное исцеление. И вот они, услышав слово Господа: пойдите, покажитесь священникам (Лк.17:14), пошли и по дороге исцелились, как мы читаем в Священном Писании. И лишь один самарянин вернулся, прославил Бога, упал на колени перед Спасителем, поклонился Ему, как Богу, как Божиему Человеку. Мы не знаем, что он думал в то время о Самом Спасителе, но ясно, что он понимал, что через этого Человека действует Бог. А остальные, которые были иудеями, не пришли к Спасителю, чтобы выразить Ему благодарность.
Кто такие были иудеи и кто такие были самаряне? Иудеи составляли тогда религиозную общину, которая была церковью, конечно, отчасти. Церковь Божия – это те люди, которые стремятся к Богу, к соединению с Ним; которые стремятся исполнять Его заповеди. А какие главные заповеди мы помним? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22:37,39). Там было ещё полно заповедей: это есть, это не есть; туда ходить, сюда не ходить. Но главная заповедь была именно эта. А самаряне, по мнению иудеев, были люди, которым невозможно было спастись. Они ходили не в тот храм; они неверно исповедовали; они не то ели, не туда ходили; и вообще по крови они были не те – смешанные с язычниками.
И вот для всех десяти прокажённых их веры было достаточно для исцеления. По вере же они исцелились – в этого чудотворца Иисуса, плотника из Назарета! Но лишь у одного было достаточно веры и для исцеления, и для спасения. Это православный самарянин. Почему я так говорю: «православный самарянин»? Да потому что православие есть истинное прославление Бога. А истинное прославление – это и есть благодарение. А благодарение с восхищением и радостью того, что Тот, Кого ты прославляешь рядом с тобой и твой Покровитель, — это есть любовь и ничего другого. Благодарность – это есть и молитва, и истинная любовь, и истинное православие.
Исцелившиеся иудеи, казалось бы, формально сделали всё правильно: исполнили слово Христово. Господь, говоря им, чтобы они пошли к священникам показаться им, процитировал просто одну из строк из книги Левит о том, что исцелённый прокажённый должен пойти засвидетельствовать своё исцеление у священников, и тогда может войти в израильское общество. Они были так счастливы, что они исцелились! Они думали: лучший день в их жизни; наконец-то они снова станут полноценными людьми; и бросились к своему священнику. А самарянин испытывал те же самые чувства. Да, не в Иерусалиме был священник, к которому должен был пойти самарянин, а в Самарии. Но здесь как раз всё произошло, как мы читаем в Евангелии, на земле между Самарией и Галилеей. Самария рядом, а до Иерусалима сколько идти! Он мог быстрее добежать до своего самарийского священника и, возблагодарив Бога (свечку, что называется, поставить), оказаться в обществе своих единокровных и единоверных людей. Но он был православен! В его сердце была истинная любовь к Богу, благодарность и молитва: успею я ещё прибежать и к священнику, и оказаться среди своих близких; я пойду и возблагодарю Того Божия Человека, Который меня исцелил. И вот он, видя, что исцелён, возвратился громким голосом – то есть крича во весь голос, прославляя Бога, и пал ниц к ногам Бога, благодаря Его; и это был Самарянин (Лк.17:16). Вот какая в нём была вера; какой порыв искренности! А это драгоценно пред Богом – так же как для родителей драгоценен порыв искренности их чада, а не просто записочка «Спасибо, мама». Даже если что-то не совсем так, но в этом выражается любовь и искреннейшая благодарность. А когда сухость и такая правильность… Вот исцелил меня врач – конечно, правильно, я пойду и поставлю свечку Богу, потому что понимаю, что это Господь. А о враче забуду… Доброе дело мне сделал человек (а точнее, Бог через этого человека), я скажу: «Слава Тебе Господи» и подумаю: какой я правильный; все же мысли должны относиться к Богу; а это так… орудие. Но благодарности искренней в этом не будет.
Конечно, здесь была совершенно особенная история, потому что это любящее и благодарное сердце самарянина увидело в Боге Бога. А сердце начётческое — религиозное, но не православное. Это разница – религиозность и православие. Любовь, истинно прославляющая Бога, видит Бога: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8). А вера… ну, что ж, вера была и у этих иудеев. Она и у бесов есть; и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19). И у этих иудеев была вера; они по ней исцелились. А истинная православная вера была только у этого самарянина.
Вот такая необычайно поучительная история оказалась сегодня в чтении Священного Писания. И нам надо задуматься, мы православные или очень религиозные люди. Это две разницы, причём разницы смертельные. Религиозными были и фарисеи, и саддукеи, и книжники, и все распявшие Господа. А православные благодарны Богу за все Его пути, которыми Он ведёт каждого из нас; вёл этого самарянина; вёл разбойника на кресте к встрече с Богом. Праведны пути Твои! Благословен Грядый во имя Господне! Прославляющий, благодарящий и любящий Бога только тот, кто угоден Ему. Самое страшное, что может быть, – это, пройдя путь христианской жизни, остаться человеком религиозным и не стать Его истинным созданием (Его сыном, дочерью), прославляющим Бога. Храни вас всех Господь. Помощи Божией!»