В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВСТРЕТИЛИ ПРАЗДНИК НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ И ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ СТАРЦА АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

5 февраля 2023 года, в Неделю о мытаре и фарисее, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: Преосвященнейший епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла; иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря), иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор духовной семинарии); иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе;  игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского монастыря; братия монастыря в священном сане; клирики Псковской епархии и других епархий Русской Православной Церкви, приехавшие почтить память старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). За богослужением молились студенты семинарии, прихожане обители и множество паломников из разных городов.

В этом году, как и в год преставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина), празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской пришлось на 5 февраля. Церковная традиция предписывает совершать богослужение в этот день в красных пасхальных облачениях, потому что, вслед за Спасителем, они пролили свою кровь и стали приятной жертвой Богу, приняв смерть и мучения за православную веру, доказав тем самым свою любовь; потому что они жили во Христе и, умерев с Ним, воскресли для вечной жизни.

Отец Иоанн (Крестьянкин) сам прошёл путь исповедничества, претерпев пытки, избиения, гонения, заключения. И это только лишь потому, что он служил Богу и людям. За свою жизнь он согрел колоссальное множество верующих сердец, привёл к живому Христу огромное количество людей, потому что сам горел Божественной любовью и был наполнен благодатью, с которой соприкасались люди, приходившие к батюшке. Каждый был обласкан его духовной заботой, вниманием и добротой. Он так любил людей, что отдавал себя каждый день и каждое мгновение им без остатка. Через это он так близок был Богу, что Господь открывал ему в молитвах судьбы людей, их прошлое и будущее, чтобы всякий приходящий к отцу Иоанну получил всё необходимое в житейских и духовных нуждах, а также в деле своего спасения.

Псково-Печерская духовная семинария негласно почитает архимандрита Иоанна (Крестьянкина) как своего небесного покровителя. Именно поэтому на эмблеме духовной школы изображён ангел со свитком в руке, где написаны слова батюшки: «Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом».

По установившейся традиции, в день преставления отца Иоанна, перед началом Божественной литургии Владыка ректор благословил студентов первого курса на ношение подрясников.

По окончании богослужения все прошли в Богом зданные пещеры для совершения заупокойной литии на месте упокоения отца Иоанна.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон поздравил всех присутствующих с праздником и обратился со словами проповеди:

«Какой светлый, радостный праздник святых новомучеников и исповедников Церкви Русской!  Пасхальная радость! Недаром в Москве, в Сретенском монастыре, возведён храм в честь Воскресения Христова и святых новомучеников и исповедников. Мученики засвидетельствовали жизнью, страданиями и смертью верность самому прекрасному, самому высокому, бесконечно лучшему из всего возможного, что есть на свете – Господу Богу. Они нашли Его, и ничто не смогло отлучить их от Бога. Так же, как Самого Господа Иисуса Христа, Богочеловека, явившегося в мир; ставшего таким же, как мы, Человеком, не смогло разлучить от Его Божества ничто – ни крест, ни страдание, ни непонимание учеников, ни ненависть врагов. В этом и наша с вами цель; в этом и наша с вами пасхальная задача – чтобы никто не смог, и ничто не смогло отлучить нас от Христа.

Сегодняшний день — празднование новомучеников – ещё и просветляется для нас, живущих здесь и приехавших сюда, в Псково-Печерский монастырь, памятью о человеке, который был учеником новомучеников и исповедников, да и сам был исповедником Христовым. Мы все об этом знаем: отец Иоанн (Крестьянкин). Свет подвига новомучеников; свет истинной святой Руси блистал в нём. Не просто отражался, а блистал в нём! Никогда никто не видел его рассерженным, осуждающим; иным, нежели любящим любого человека, приходящего к нему; молящегося за таких людей; человека, который явил нам здесь, на земле, в наши дни образ святости, которая была у множества его предшественников – и тех, которые его учили; и тех, кто учил его учителей.

Великая милость Божия, что кто-то из нас общался с ним здесь, на земле. А кто-то, приезжая сюда (а таких людей, слава Богу, величайшее множество), общаются с ним духовно. А это главное общение! Ведь могли быть люди, которые приезжали и общались с ним с глазу на глаз, а духовного общения не возникало. А те, кто приезжают уже после кончины отца Иоанна, движимы духом, верой, упованием, а не знанием этого человека. И они уже на пути к нему, выезжая из своих городов и деревень, уже чувствуют, предвкушают это духовное общение.

Отец Иоанн явил лично для каждого человека особые внутренние сокровенные открытия… откровения. Вот лично я был поражён 5 февраля 2006 года. В Сретенском монастыре мы готовились к Божественной литургии в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской – семнадцать лет назад. И за проскомидией, во время подготовки к Таинству евхаристии, я молился и вынимал частицы из святой просфоры о здравии своего духовника архимандрита Иоанна. А когда прошло минут двадцать уже начавшегося богослужения, вдруг в алтарь вбегает один из послушников монастыря и сообщает нам весть о том, что отец Иоанн только что отошёл ко Господу. И диакон (это было ещё время, когда возможно это было совершить в этот период литургии) возглашает заупокойную ектению и вечную память архимандриту Иоанну. Всё здесь соединилось: и жизнь, и смерть, и молитва о здравии, и молитва о упокоении, и вечность, и праведник, который вот так предстал пред Богом в день новомучеников, которых немало он знал лично.

Сегодня мы с владыкой Саввой вспоминали одного из его учителей – архиепископа Серафима. А сколько их было! И сам отец Иоанн сподобился быть исповедником — то есть претерпеть мучения; остаться твёрдым пред лицом тех, кто требовал от него отречения от Христа; остаться верным Церкви Божией; претерпеть пытки. Но Господь оставляет его в мире, для того чтобы он свидетельствовал нам всем о вере в те тяжелейшие 50-е, 60-е, 70-е годы, когда он одним своим видом, одной любовью своей, верой, конечно же, укреплял в нас веру в Господа, преданность Святой Матери Церкви, понимая, что без Церкви нет спасения. Сколько людей привёл отец Иоанн к вере! Скольких людей он в вере укрепил! Это плоды его трудов и трудов его сподвижников и учителей – новомучеников и исповедников Церкви Русской. А тюрьма, пытки… Да, он прошёл через всё это. Но вспомним, как он говорил совершенно искреннее, по-детски с раскрытыми глазами: «Тюрьма – это было самое счастливое время моей жизни, потому что Бог был рядом. Теперь у меня такой молитвы, — говорил он, — уже нет». И мы понимали, что он, вспоминая об этом, переносится в тот духовный мир, который обретают лишь верные мученики Христовы.

Что было главного в том, что заповедовал нам отец Иоанн? Как представляется мне, главная его заповедь была неуклонная вера в Промысл Божий, несмотря ни на какие внешние обстоятельства; несмотря ни на какие внутренние искушения — бесконечное доверие к Богу. Даже если всё внутри и вовне восстаёт против этого доверия; даже когда кажется, что несправедливости и зло мира сего захлёстывают христианский мир, тушат веру. Отец Иоанн своим личным примером, своим опытом и своими наставлениями мученика и исповедника, написанными кровью и мудростью, продолжает учить нас христианской жизни и сегодня. А христианская жизнь – по отцу Иоанну – бесконечная преданность и отдание себя в волю Божию.

Вот как пишет батюшка:

  • «Моё восстающее на Промысл Божий сердце…» Разве не бывает такого у нас сегодня, в эти тяжёлые трагические времена? «…восстающее на Промысл Божий сердце, требующее у Бога отчета — почему это происходит так, а не иначе. Нам бы следовало запечатлеть на сердце своем единственное знание: что бы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы; и мы всё должны принимать с благодарностью, как от благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное… Вопли и стоны нашего неверия, нашего недоверия, нашего маловерия слышит Христос и от нас сейчас, и ответом на них звучит кроткое: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф.14:31).

Помните эти слова? В отчаянии тонущий человек Петр… Вот его во всём поддерживал Христос. Он доверился Ему, вступил на воду и пошёл к Нему в восторге, радости и вере. И вдруг начал тонуть, захлёбываться. Отчаяние, ужас! Ужас ещё в том, что обманула вера; не помог Христос. Но Бог Господь Иисус Христос взял его за руку, поднял и кротко упрекнул: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф.14:31).

  • «Без Промысла Божия ничего не совершается в жизни. И если Господь судил нам жить в такое время и в таком напряжении, — как будто бы сегодня говорит нам отец Иоанн, — надо жить, а напряжение снимать непоколебимой верой в Божию помощь и Его заступничество».
  • «И Промысл Божий строит судьбы народов и каждого человека отдельно».
  • «У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой».
  • «Промысл Божий всегда прав. И если он попускает нам испить горечь современной жизни, то это при несомненном доверии Богу есть единственный спасительный путь для нас».

Как важно сейчас слышать эти слова старца, духовника, исповедника, пережившего бесконечно больше, чем каждый из нас, в пытках, тюрьмах, ссылках! И даже когда после тюрьмы его убивали в Рязанской области, связанного за то, что он отказался уехать из маленького прихода в Рязанской области.

  • «Кто из нас может поспорить с Богом; кто дерзнёт указать ему?! Он ни с кем не советуется и отчёта никому не даёт» — эти слова так напоминают нам последние главы книги святого Иова многострадального. «А мы со своей колокольни не можем правильно оценить всё происходящее с нами и вокруг нас».

С Богом никто не поспорит. Он никому не даёт отчёта. Но одно несомненно: всё, что Он творит, есть во благо, есть совершенное добро. Это вера мучеников – когда, казалось, всё зло торжествует, они отдавали свою жизнь, казалось бы, побеждёнными. А на их вере и мученичестве зиждется Церковь; зиждется вечная жизнь и для них, и для всех нас, верующих в Господа по слову и по делам их.

  • «Случайностей в жизни нет и быть не может. Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели — для познания Бога. Сохранять верность высшей цели, верность и преданность Святому Православию надо и можно, несмотря на внешне враждебные тому обстоятельства».

Вот что значит победить мир! Вот что значит вслед за Христом смертию смерть попрать! Это способны понять только ученики Христовы. Мир сей – это не постигаемо. Как говорил апостол Павел, для мира это безумие, соблазн, а для христианина – истина.

  • «Утвердимся верой в Промысл Божий. Возложим на него все заботы свои, и Бог не посрамит нашей веры. Будем помнить, что в жизни нашей всё совершается Им; всё зависит от Него, и все мы идём к Нему».

И наконец среди множества подобных выстраданных и бесконечно честно передаваемых нам отцом Иоанном истин, к которым он пришёл в своей жизни, напомню одну, быть может, самую краткую, но ёмкую, которую он заповедовал всем нам как своё завещание: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Не доверять себе, быть смиренным. Сегодня у нас день воскресный, воспоминание притчи о фарисее и мытаре. Гордый фарисей и смиренный мытарь… Я помню, как к отцу Иоанну кто-то подходил (и не раз) и говорил: «Батюшка, какой вы старец!» Он говорил: «Какой?» Причём говорил это так искренне, с ужасом: «Да какие мы старцы! Мы просто опытные старички. И всё, не больше…» И это было искреннейшее понимание себя самого в этом мире. Это было абсолютно искреннее и единственно верное понимание, которое звучит в словах мытаря: Боже, милостив буди мне, грешному (Лк.18:13).

Итак, ещё и ещё раз: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Покажу вам то, чего, быть может, многие из вас, а скорее, большинство, а может быть, все ещё никогда не видели. Это «Следственное дело Ивана Михайловича Крестьянкина», архимандрита Иоанна. Недавно мы смогли получить его и сделали копию этого «Следственного дела». Перелистываешь эти страницы и видишь бесконечно преданного воли Божией, радостного, доброго даже к своим надзирателям и мучителям (даже к тем, кто предал его) человека, всегда бесконечно надеющегося на Господа, любящего всех, молящегося за всех. А мы знаем, как доходила эта молитва до Престола Божия; как она доходит до Престола Божия и сегодня.

Молитвами святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь