15 февраля 2023 года, в день общецерковного двунадесятого праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил торжественную Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной части; священнослужители из числа братии монастыря. Студенты семинарии молились за богослужением, исполняя при этом назначенные им послушания.
Во время литургии правящим архиереем митрополитом Псковским и Порховским Тихоном была совершена диаконская хиротония Льва Родионова.
Праздник Сретения Господня, который сегодня отмечает Святая Церковь, посвящён историческому религиозному событию иудейского народа. Бог через пророка Моисея заповедал на сороковой день после родов женщинам приносить жертву очищения (Лев.12:7-8), а также каждого первенца мужского пола посвящать Богу (Исх.13:2), чтобы он служил при храме. Если родители не хотели отдавать в храм своё чадо, то они приносили выкуп за своего ребёнка и забирали его обратно в семью.
Исполняя эти постановления Божии, Пресвятая Богородица с Иосифом Обручником принесли Младенца Иисуса в Иерусалим(Лк.2:22). Именно поэтому Сретение и празднуется всегда на сороковой день после Рождества Христова, то есть 15 февраля.
Церковнославянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Встреча Богомладенца на руках Божией Матери с ветхозаветным праведным Симеоном Богоприимцем. Но помимо этой встречи здесь происходит и встреча Ветхого и Нового Заветов.
Весь иудейский народ, по откровению от Бога, через пророков ожидал пришествия в мир Мессии. И в лице праведного Симеона, как своего представителя, иудеи встретили чаемого Спасителя, в чём исполнилось одно из пророчеств Исаии: и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие (Ис.40:1-5).Евангелист Лука же говорит, что праведному Симеону было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк.2:26);что и случилось, когда Симеон Богоприимец сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое(Лк.2:29-30).
За более чем двести лет до этого события, в IIIвеке до Рождества Христова, при Египетском царе Птолемее Филадельфе создавалась Александрийская библиотека, где он хотел собрать все сочинения, в том числе и иудейские книги: Закон, Пророки и Писания. Но поскольку египтяне не знали оригинального языка, царь просил прислать учёных мужей для совершения перевода на греческий разговорный. Для решения этой задачи были вызваны семьдесят человек, среди которых был праведный Симеон, которого потом назовут Богоприимцем.
В Четьях-Минеях Димитрия Ростовского, где описывается житие праведного Симеона, говорится о том, как Симеон, совершая перевод книги пророка Исаии на греческий язык, столкнулся с внутренним недоумением. В 7 главе 14 стихе — итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил — слово «Дева» он перевёл как «пαρθένος–[парфенос]», что означает именно «дева», то есть на знавшая мужа. И Симеон задумался: как может девушка, будучи девой, забеременеть и, оставаясь девой, родить? И он помыслил зачеркнуть это слово и заменить на другое, которое означает просто молодую девушку, а не деву.
Но тут же явился Ангел Господень и удержал его руку, сказав: «Имей веру написанным словам. Ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
360 лет прожил праведный Симеон, пока не случилось обещанное от Бога через Ангела. В то же время он стал свидетелем и другого чудесного явления — славы Господней, которая являлась видимым образом израильскому народу во свидетельство о том, что Бог с ними, любит их и не оставляет. Впервые это было в пустыне, когда Моисей вёл израильский народ из Египта, и слава Господня явилась в облаке (Исх.16:10); потом слава Господня наполняла скинию (Исх. 40:35); а после постройки первого храма Соломоном сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом Господень (2Пар.7:1). Но настало такое время, когда слава Божия уже больше не сходила видимым образом, о чём скорбел израильский народ, но потом принял как данность.
И именно в тот момент, когда Божия Матерь, в сопровождении Иосифа Обручника, принесла на своих Пречистых руках рождённого в мир Спасителя Христа, праведный Симеон Богоприимец снова увидел славу народа Израиля (Лк.2:32).
Поэтому теперь Святая Православная Церковь празднует Сретение Господне, как исполнение пророчеств, продолжение Ветхого Завета в Новом. Только в Церкви, глава Которой Иисус Христос, слава Божия почивает во свидетельство для нас всех, как особой Божией любви, причастниками которой мы становимся жизнью во Христе.
«Старец Симеон, взяв на руки Младенца Христа, сказал: се, Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк.2:34). На спасение и на погибель! Как это понимать? Если человек, встретив Христа – воплотившегося, пострадавшего ради него Бога – ответит бесконечной любовью, благодарностью и радостью, он войдёт в Царствие Небесное. Если человек ответит равнодушием, ненавистью, непониманием; если он не увидит в Боге Бога, он погибнет. Эти простые истины были провозглашены пророком старцем Симеоном, когда впервые Бог во плоти вошёл в Свой храм. Старец Симеон встретил за всех нас Бога, воплотившегося в этот мир.
Ни годы посещения храмов, никакие саны – ничто не отвратит от погибели человека, если мы не будем исповедовать Христа Сына Божия своей любовью, верой и своими делами. А иные, прожившие свою жизнь совсем неблагочестиво, вдруг в последний момент увидят в мире присутствующего в нём Бога Господа Иисуса Христа, покаются и поклонятся Ему.
До самого последнего мгновения нашей жизни будем помнить, что все мы, без исключения, пойдём по пути либо восстания от грехов, либо по пути падения и погибели. Поэтому каждый день, на всякое время, на всякий час мы призваны избирать в этой жизни Христа молитвами святого пророка старца Симеона; всех святых, избравших Бога для себя как Спасителя, как радость и как будущее».(Из проповеди митрополита Псковского и Порховского Тихона 15 февраля 2021 года)