В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ПРОШЛИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ

26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил праздничную Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. Ему сослужили первый проректор иеромонах Андрей (Коротков) и клирики собора.

Студенты семинарии молились в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря вместе с братией, паломниками и прихожанами.

Богослужебные особенности гимнографических текстов в этот день содержат в себе три основные темы, которые переплетаются и плавно сменяют друг друга: воспоминание грехопадения Адама и изгнание его из рая; начало Святой Четыредесятницы дней Великого поста; прощение ближних.

В Святой Церкви нет ничего пустого, всё наполнено глубоким смыслом и содержит в себе спасительные для души христианина идеи, реализуя которые каждый становится наследником бесценного сокровища — благодати Божией.

Святитель Василий Великий называет пост матерью здравия и крыльями для молитвы. И если бы Ева постилась, то не вкусила бы плода смерти. Но не в одном лишь воздержании суть поста, а в удалении от себя злых дел. Великий пост — это духовное пространство чистоты, дверь в которое — любовь к ближнему, а ключ к двери — смирение. Адам, понимая свой грех, плакал у ворот рая и без иллюзий смотрел на себя, принимая Божественное изгнание для себя как врачевание, чтобы он смог вернуться обратно в рай. Так и мы, если будем видеть свою душу, изгнанной из Небесного Царства, о котором Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть(Лк.17:21), и считать себя за свои дела недостойными этого блаженства, то Господь обязательно утешит нас надеждой и тихой духовной радостью, ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч.3:34), и никто, кроме нас самих и нашей  греховной гордости, не сможет у нас эту радость отнять.

По окончании воскресного богослужения Владыка ректор обратился к собравшимся со словами проповеди:

«Дав ученикам молитву, которую все мы знаем: Отче наш, Иже еси на небесех…, Господь сразу, после того как произнёс эти великие слова и завершил Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, прибавил ещё несколько слов: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный(Мф.6:14-15). А если не сможете этого сделать; не поймёте, насколько это важно для Бога, для нашей жизни, для нашего спасения, то не сможете вместить в себя прощение Бога.

Это необычайно важно. Ведь заметьте: и в молитве «Отче наш» Господь не учит нас просить, чтобы мы не впали в грех, не оставили бы своих страстей (хотя всю жизнь к этому стремимся в духовной жизни). Он знает, что борьба со страстями, борьба со злом внутри самого себя, заблуждения человеческие – это участь всех людей до самой смерти. Он говорит о том, что прославьте Бога не потому, что Богу этого надо, а потому что, прославляя Бога, вы сами просвещаетесь и прославляетесь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое… — то, к чему должен стремиться человек. Это не по его силам – Царствие Божие низвести на землю. Но желать этого он призван. Он призван ждать этого и содержать в своём сердце как главную цель и мечту. Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Не больше… дай нам это, дай нам хлеб насущный – всё то, что нам необходимо в жизни, и прости нам наши грехи, как и мы прощаем тем, кто согрешил перед нами. Не дай нам испытаний больше, чем мы можем вместить, чем можем преодолеть. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Избави нас от лукавства и внутри нашей жизни, внутри наших сердец – и от лукавого, от дьявола. Потому что лишь Ты, Господи, можешь победить его. И дальше Он говорит те самые слова, которые приуготовляют нас к Великому посту: простите всех тех, кто чем-либо вас обидел и оскорбил.

Подниметесь вы на эту высоту всепрощения – вы будете как Бог. Он прощает всех! А тот, кто не смог этого сделать – простить и понять, что каждый из нас в этом призван быть как Бог – он не вместит в себя Божественного прощения по отношению к нему самому. Есть обстоятельства в жизни, которые выше нас. Мы не можем положить им конец. Мы не можем положить конец войне. Мы не можем положить конец злобе человеческой в этом мире. Мы не можем положить конец несправедливости. Иногда мы призваны это делать в силу своих должностных обязанностей; в силу обстоятельств жизни, когда видим, например, что перед нами совершается несправедливость, и мы в силах возвысить голос против неё или пресечь её. Но от этого, мы видим, зло в мире не уменьшается. А вот быть милостивыми к людям; быть настолько снисходительными, что сможем простить любого человека – это по-настоящему великий подвиг, потому что обиды и грехи против нас бывают разные, иногда нестерпимые. Вот если мы поднимемся до этого уровня прощения, мы поднимемся до уровня Бога внутри нас. Он простил всех – всех тех, кто ненавидел, ненавидит и будет ненавидеть Его. Он относится ко всем, как Отец к детям. А нас призывает следовать этому Его Отеческому наставлению и этой Его Отеческой любви. Дай Господь, чтобы в дни этого Великого поста мы смогли возвыситься до понимания этих загадочных, тяжелейших порой для исполнения, но великих слов нашего Божественного Учителя и Спасителя.

Вступая в Великий пост, я хотел бы попросить у всех вас прощения за свои грехи, за свои слабости, за своё жестокосердие и невнимание к своей пастве, которую вручил мне Господь. Простите меня и благословите. И вас Бог да простит и благословит. С Богом вступаем с утра, Бог даст, следующего дня в начало Великого поста. Аминь».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь