12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, памяти святителя Григория Паламы, студенты семинарии молились за Божественной литургией в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Богослужение возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев) в сослужении первого проректора семинарии иеромонаха Андрея (Короткова); проректора по воспитательной работе иеромонаха Прохора (Андрейчука); братии монастыря в священном сане.
Богослужебные песнопения исполнил братский хор обители под руководством инока Олега (Гладышева).
Почему Святая Церковь Великим постом, сразу после недели Торжества Православия, празднует память византийского архиепископа города Фессалоники, жившего в XIV веке? В чём его заслуга и особенности его учения?
Как известно из Священного Писания, Бог есть Дух (Ин.4:24). Но если это так, возможно ли как-то человеку, который обладает материальным телом, соединиться с Ним или познать Его в какой-то степени?
В философии существует такое понятие, как трансцендентность (от лат. transcendens – выходящий за пределы), обозначающее недоступность предмета опытному познанию и уходящее своими корнями в III век нашей эры, в философско-религиозное учение неоплатонизм, согласно которому то, что дало начало всему — то есть Бог Творец — совершенно непознаваемо.
Несмотря на это в IV веке появился некий человек Евномий, который утверждал: «Я знаю Бога даже лучше, чем Он Сам знает Себя». Такая позиция крайнего рационализма была чужда святым отцам Церкви, и, в частности, отцам-каппадокийцам, которые боролись с ней. В этих спорах о богопознании святитель Григорий Богослов сказал: «Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности».
Десять веков спустя, в XIV веке, когда жил святитель Григорий Палама, произошёл другой спор о богопознании, в котором он принял участие.
Около 1330 года в Константинополь приехал выдающейся образованности монах по имени Варлаам Калабрийский, который в диспутах с католическими богословами утверждал, что о Боге ровным счётом точно сказать ничего невозможно; поэтому спорить не нужно, а каждый останется при своём мнении. Находясь в такой богословской позиции крайнего агностицизма, Варлаам услышал, что на Афоне есть монахи, которые во время непрестанной молитвы сподобляются видения нетварного Божественного Света; и они утверждают, что этот свет и есть Сам Бог.
Варлаам приехал посмотреть на этих монахов, но они его не удовлетворили. Сидя в пещерах, не моясь, а только молясь, они для концентрации внимания наклонялись вниз, как бы устремляя свой взор в живот. Варлаам сказал, что они дышат в свой пуп и пытаются в нём отыскать свою душу. А если даже они и сподобляются видеть свет, то это просто очень яркий, но сотворённый Богом свет, который, подобно лампочке, включается, когда это необходимо.
Тогда встал вопрос о том, каким светом просиял Господь на горе Фавор, когда беседовал с явившимися пророком Илией и боговидцем Моисеем перед своими страданиями (Лк.9:28-31). Весь Афон в буквальном смысле забурлил в спорах с Варлаамом.
Будущий святитель Григорий Палама защищал позицию монахов-молитвенников, потому что видение Фаворского света — это его личный опыт. Он сам был аскетом и подвижником; прожил в пещере и учил, что через очищение сердца, хранение ума и непрестанную Иисусову молитву можно стать причастником присносущного Божественного Света.
Святой Григорий утверждает, что Бога действительно нельзя познать, но эта недоступность относится к сущности Бога. Но при этом нельзя и сказать, что может быть сущность без проявления какой бы то ни было силы, энергии. Разве можно представить человека, который своим существованием на земле ни на что не влияет, не приводит ничего в движение? Можно сказать, что некий человек стоит, и мы не можем ничего понять о нём, пока он себя не проявит. Через это мы познаём, каков есть этот человек по своей внутренней сущности.
Так же Бог, говорил святитель Григорий Палама, обладает сущностью и при этом энергиями, которыми Он действует. И их мы можем прямо именовать Самим Богом. Бог один, а Его энергий (то есть действий) очень много. Это то, как Бог проявляет Себя по отношению к нам. Помог нам — мы называем Его Благим, Милостивым. И Бога мы можем познавать как раз в этих энергиях. А недоступной для познания остаётся Его Сущность, которая неименуема.
Бог обитает в неприступном свете (1 Тим.6:16). И именно этот нетварный свет видели апостолы Петр, Иоанн и Иаков, когда Бог просиял им на Фаворской горе, — почему и пали лицом на землю. Но при этом не зря сказал апостол Петр: Господи! хорошо нам здесь быть… (Мф.17:4). Вместе с видением этого света они ощутили Божественную благодать, которая исходила от стоявшего в Своей Славе Божественного Сына.
В своих апологических трактатах именно это и защищал святитель Григорий, говоря, что, приобщаясь этой Божественной благодати, как одной из Божественных энергий, мы приобщаемся Самому Богу.
В Константинополе прошли несколько соборов, по результатам которых Святая Церковь осудила позицию Варлаама Калабрийского (что было отображено в Синодике Торжества Православия) и утвердила мнение Григория Паламы и Афонских монахов.
Духовное наследие святителя Григория Паламы необычайно важно для каждого из нас. В XIXвеке об этом скажет преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, обозначив стяжание Божественной благодати как цель христианской жизни. Необходимо постоянно помнить, что, совершая внешне одно и то же действие — молитву, пост, милостыню — можно как приобрести эту благодать, так и остаться без неё, если это действие совершено в неправильном духовном состоянии.