СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ В КАНУН ЧЕТВЕРТКА ВЕЛИКОГО КАНОНА

29 марта 2023 года, в канун четвертка Великого канона, исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) возглавил торжественно-покаянное богослужение в Михайловском соборе обители. Ему сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе; братия монастыря в священном сане, духовники курсов.

В этот день на утрени прочитывается Великий покаянный канон, составленный святителем Андреем Критским в конце VII века.  Великим его называют не только потому, что он самый большой и пространный, содержащий в себе более 200 тропарей, но ещё и по высоте мысли, глубине чувств и силе духовного выражения.

В четверток 5-й седмицы этот канон прочитывается полностью, а на 1-й седмице Великого поста, разделяясь на четыре части, читается за богослужениями великого повечерия — с понедельника по четверг.

Это гимнографическое произведение преподобного Андрея Критского пронизано глубочайшими богословскими, аскетическими, нравственными и эсхатологическими образами, построенными с помощью разных литературных приёмов: на антитезах, сравнениях, прообразах, взятых из Священного Писания и Предания Церкви.

С помощью этих образов автор побуждает нас к трезвению, строгому вниманию к самому себе и своему внутреннему миру; научает нас высоким духовным истинам и призывает не терять упования на милосердие Божие, имея внутренний плач о своих грехах.

Судя по всему, святитель Андрей Критский составил этот текст уже на исходе своей жизни, помышляя о переходе в вечность, будучи умудрённым опытом святым старцем. «От юности, Христе, страстно пожих» — это как некий итог жизни.

Исследователи утверждают, что это покаянная молитва за то, что он, будучи современником VIВселенского Собора, на время поддержал монофелитскую ересь и подписал, сам не зная того, документ, осуждающий постановления Собора. Но потом принёс покаяние, и, будучи архиереем, отверг это осуждение.

17 марта 790 года в Константинополе было великое землетрясение, во время которого монахи монастыря святого Потапия случайно обнаружили древний список Великого канона и тут же стали его читать. В память о событии великого трясения, произошедшего в четверг на пятой неделе Великого поста, установили читать канон именно в этот день.

Начиная с VII века, вплоть до XIII века происходит формирование Постной Триоди. В течение этого времени канон «странствовал» по богослужебным дням, в разные века читаясь в разные дни. Было даже время, когда его читали на протяжении всей 5-й седмицы Великого поста — с понедельника по воскресенье.

Но к концу XIII века, когда формирование Триоди завершилось, основное место для Великого покаянного канона Андрея Критского было определено четвертком 5-й седмицы.

В этот день также воспоминается преподобная Мария Египетская, жившая на рубеже VVIвеков. За богослужением читается её житие, как один из ярчайших примеров покаяния.

Будучи жительницей Римской империи, она наследовала совершенно безнравственную жизнь, которой предавалась до упоения. Но любовь Божия, коснувшаяся её сердца, подтолкнула женщину к исправлению своей жизни, и она сорок лет прожила в пустыне, изменяя свой нрав, образ мышления и саму жизнь.

Об уникальном опыте борьбы с греховными привычками преподобная Мария рассказала на исходе жизни авве Зосиме, которого встретила в пустыне. Когда на неё нападали желания удовольствий прошлой жизни, она падала лицом на землю и молилась до тех пор, пока Дух Святой не коснётся подвижницы, не подаст мирную прохладу в сердце и не отгонит все греховные желания. И бывало так, что когда она падала на землю, солнце только восходило, а вставала с земли тогда, когда уже было темно вокруг.

Чтобы преподать образ покаяния и надежды на святость всем, кто считает себя грешными, Церковь воспоминает эту удивительную святую Великим постом.

Онлайн-экскурсия по семинарии