СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В НЕДЕЛЮ 5-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА

2 апреля 2023 года, в Неделю 5-ю Великого поста, памяти преподобной Марии Египетской, студенты семинарии молились за Божественной литургией в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, которую возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев), в сослужении братии монастыря в священном сане.

По благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона празднование престольного праздника обители — памяти преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских — было перенесено с 1 апреля на этот день.

Песнопения Божественной литургии исполнили архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор под управлением инока Олега (Гладышева).

Студенты семинарии молились за богослужением с братией монастыря, паломниками и прихожанами, помогая на послушаниях по храму.

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила на рубеже V и VI веков в Александрии. В двенадцать лет она покинула родительский дом, проживая безнравственную жизнь до тридцатилетнего возраста.

Однажды она попала в город Иерусалим и вместе с остальными паломниками захотела войти в храм Воскресения Христова, но не смогла, будучи остановленной неведомой ей до этого момента силой.

Осознав свою нечистоту и порочную жизнь, Мария стала молиться перед храмом Пресвятой Богородице, чтобы Она помогла ей исправить свою жизнь. Преподобная Мария почувствовала решимость оставить всё и удалиться в безлюдную пустыню за Иорданом. Посетив храм, причастившись Тела и Крови Христовых, она последовала этому призыву и прожила в пустыне более сорока лет в суровых условиях, претерпевая жажду и голод, зной и стужу; борясь при этом в глубокой молитве со своими греховными привычками ради искоренения их из своего сердца.

Инок монастыря святого Иоанна Предтечи старец Зосима по откровению от Бога отправился в глубь пустыни и встретил там святую. Она рассказала ему о своей жизни и принесённом покаянии. По просьбе преподобной старец вернулся через год и причастил её Святых Таин. Придя в пустыню год спустя, в надежде видеть святую, отец Зосима нашёл тело блаженной с начертанной надписью у её головы с просьбой о погребении. Вернувшись в монастырь, он поведал братии монастыря историю подвижницы как пример истинного покаяния.

Преподобная Васса, в миру носившая имя Мария, была супругой священника Иоанна, который известен как преподобный Иона, ископавший пещерный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, с освящения которого в 1473 году начинается история Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Святая жена была во всём помощницей своему мужу, безропотно и бесстрашно в трудах и любви совершая дело и подвиг христианской жизни. Тяжело заболев, матушка Мария принимает иноческий постриг и вскоре отходит ко Господу.

Отец Иоанн, погребая её внутри Богом зданных пещер, на утро обнаруживает гроб, стоявший поверх земли. Священник снова погребает тело на том же месте, совершив чин отпевания повторно, думая, что пропустил какие-то молитвословия из панихиды. На следующий день гроб снова оказался на верху могилы.

Преподобный Иона счёл это особым Промыслом Божиим для прославления Божией подвижницы, и оставил гроб на входе в пещеры монастыря непогребенным.

Во время одного из нападений ливонцев на монастырь некий рыцарь попытался мечом открыть гроб святой Вассы, думая, что там могут быть спрятаны сокровища. Но изнутри вырвался огонь, опаливший осквернителя гробницы.

На правой стороне гроба остался след пламени, который в советское время стал предметом интереса учёных. После ряда исследований они заключили, что такой ожог мог произойти только в результате источника огня, находящегося внутри закрытой гробовой колоды.

Преподобный Симеон Псково-Печерский (в миру Василий Желнин) с детства не раз посещал с родителями Псково-Печерской монастырь, где желал остаться ради монашеского подвига. Пребывая в послушании у родителей до 27-летнего возраста, он ожидал отцовского благословения на поступление в братскую общину, которое получил в 1896 году, и был принят наместником монастыря в качестве келейника. Кроме этого, послушник Василий ходил на общие послушания с братией, где часто приходилось трудиться с пяти утра до позднего вечера. При этом он старался избегать праздных разговоров и уединялся ради молитвы.

После пострижения с именем Вассиан и рукоположения в священники он был направлен экономом в Снетогорский монастырь в Псков для восстановления монастырского хозяйства. А через четыре года — с такой же задачей в имение Мустишево, за двадцать пять километров от монастыря.

После революции 1917 года настоятель Псково-Печерской обители епископ Иоанн (Булин) хотел поставить опытного подвижника наместником монастыря. Но по своему смирению, видя, что это послушание ему не под силу, иеромонах Вассиан отказался и просил постричь его в схиму. 3 февраля 1927 года он был пострижен в великую схиму с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря.

Подвиг иеросхимонаха продолжался тридцать три года. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней Божественной литургией в Успенском соборе, где поминал всех своих многочисленных духовных чад.

По откровению от Господа он ждал смерти 15 января 1960 года, но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) просил старца помолиться об отсрочке кончины, чтобы в праздник Крещения Господня не обременяться похоронами. «Хорошо, ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему», — сказал в ответ отец Симеон и почил в Крещенский сочельник. Похороны состоялись уже после праздника Богоявления.

Как известно, вся деятельность Великого наместника отца Алипия по сохранению монастыря в годы безбожной советской власти сопровождалась благословением иеросхимонаха Симеона: «Действуй! Тебе ничего не будет».

1 апреля 2003 года состоялось прославление отца Симеона в чине преподобных. Рака с его мощами хранится в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря.

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь