В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВСТРЕТИЛИ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

7 апреля 2023 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил Божественную литургию в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Спиридон (Иващенко), наместник монастыря; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; братия монастыря в священном сане.

Студенты семинарии молились за Божественной литургией в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, которую возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев).

В Псково-Печерской обители в этот день совершается престольный праздник. Благовещенский храм — это первый каменный храм, возведённый в 1540 году преподобномучеником Корнилием в годы его игуменства. Он был построен на месте деревянного храма в честь 40 мучеников Севастийских, который был вынесен за ограду монастыря, где и находится до сих пор.

В Никандровой пустыни Благовещение Пресвятой Богородицы также является престольным праздником. По окончании богослужения Владыка ректор обратился к собравшимся со словами проповеди:

«Сегодня, по старинному обычаю, мы будем выпускать на свободу птиц. А что это за обычай такой? И почему именно в Благовещение мы, взрослые люди, выпускаем птичек, которых заранее где-то либо поймали, либо приобрели?

Господь, воплотившийся в человека. Дух Божий, заключивший Себя в смертное, греховное, болезненное тело, лишил Себя свободы в человеке; умалился до состояния, как пишется в Священном Писании, раба – человека неизвестной судьбы, который мог быть унижен или возвышен, беден или богат, болен или какое-то время здрав, почтен перед людьми или презрен, как Господь наш Иисус Христос; лишил себя свободы делать то, что человек желает, а тем более Божественной свободы – делать то, что в воле Божией. И вот выпуская птицу из рук, мы видим образ этой свободы. Она взмывает и летит куда ей захочется. Это старинный символ: птица как образ свободы. «Чому я не сокіл, чому не літаю?» — помните? И прочие такого рода песни…

Апостол Павел в Послании к Галатам говорит нам о сути христианской жизни: К свободе призваны вы, братия (Гал.5:13). Мы призваны к свободе. Мы жаждем и хотим её. Мы хотим делать то, к чему зовёт, что просит наша душа. И это есть величайшая радость и счастье человека, его предназначение – делать то, что желает его бессмертная душа в вечности, не только здесь. Но дальше апостол добавляет: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал.5:13) – вот оно самое опасное. Самое прекрасное, что может быть – это свобода. И самое опасное, что может быть в жизни – это свобода. Недаром некоторые люди говорят: отнимите от нас свободу; вы лучше диктуйте и говорите нам, что делать; а мы сами не знаем, что для нас хорошо, а что для нас плохо.

Адам и Ева, получив Божественную свободу и лишь в одном ограничение, решили поменять свою свободу на произвол. Свобода как исполнение воли Божией или произвол как исполнение своей падшей воли. Как только они решились исполнять волю свою, а по сути, волю дьявола (потому что только он смог убедить и подговорить их отринуть волю Божию и исполнять как бы их собственную), он нашептал им. Мы помним это и знаем в своей жизни, как такие нашёптывания в душе нашей приводят к трагическим последствиям. А казалось: я же этого хотел; мне же это нравилось; я хотел как лучше; я хотел порадовать себя и других и так далее – и миллион… миллион оправданий.  Только бы ваша воля, говорит апостол Павел, не была бы причиной угождения вашей плоти. Себе! Мне! Только мне! Вот в чём грех. Вот в чём тупиковый путь, который перед каждым человеком. И путь, как правило, желанный, но он приводит к гибели. И Бог об этом предупреждает.

А как же нам научиться творить волю Божию, а не свою? Как нам научиться пользоваться этой нашей свободой? Составлено множество книг, в том числе монашеских, аскетических. А апостол Павел рассказал нам об этом в нескольких словах: К свободе призваны вы, братия… (Гал.5:13) Бог призвал вас к свободе, соединяет нас с Собою. Где Дух Божий – там и свобода (2 Кор.3:17), – говорит тот же апостол. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал.5:13). Вот как можно спастись от эгоизма, который нас вводит в страшные грехи. Вот как можно просто спастись от наущений дьявольских – этого страшного мудрейшего, изощрённого существа, жесточайше настроенного к человеку ненавистью и страшной нелюбовью. Можно избежать его сетей смирением, которое проявляется в служении друг другу с любовью. Итак, либо мы говорим своей жизнью (может быть, вербально даже не проговаривая это, а сделав это законом своей жизни): я служу своим желания; они для меня главное; это для меня вожделенная цель. Человек может прожить всю жизнь именно так, не поняв, что он не найдёт никогда Бога, в каких бы облачениях, с какой бы бородой, в каких бы санах о не был. А любой самый простой человек, который скажет, что вслед за апостолом Павлом будет служить людям с любовью ради Христа, не минует, не уклонится от пути в Царствие Небесное, оставаясь свободным во Христе. Вот это только одно нам даст уклониться от страстей и греха, от той неправильно нами употреблённой свободы, которая употребляется, как только что сказал апостол Павел, ради служения нашим страстям.

Это дело спасения. Это дело выбора каждого человека – направляется ли он к Богу, или он всё время эгоцентричен, направлен к самому себе. Он будет идти всю жизнь, но промахнётся мимо главной цели. И ад заключается не в том, что грешников будут поджаривать на сковородке. Никакие горящие сковородки, никакие кипящие котлы, никакое другое мучение несравнимо с тем, что умный рассудительный человек увидит, что он прожил жизнь, пройдя мимо главной цели, служа тому, кто сам должен служить. Мы сами должны служить ближним с любовью.

Вот такой урок дают нам сегодня те птички, которых отловил отец Спиридон или купил где-нибудь на рынке. И сейчас нам предстоит выпустить их, вспоминая о свободе, которая может служить нам либо во спасение, либо в погибель.

Всех нас да наградит Господь Бог смирением и Своей благодатью!»

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь