В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ СЕМИНАРИИ ПРОШЛИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА

13 апреля 2023 года, в Великий Четверг, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил литургию Василия Великого в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор; иеромонах Прохор (Андрейчук), проректор по воспитательной работе; духовенство из числа братии монастыря. За богослужением молились студенты семинарии, монашествующие, паломники и прихожане обители.

В Великий Четверг воспоминаются четыре события: Тайная Вечеря, омовение Христом ног ученикам, ночь в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Этот день является своего рода кульминацией страданий Христовых, поскольку предшествует началу Его мучений и Кресту, о которых молился Господь в Гефсиманском саду до кровавого пота, что говорит о великих внутренних переживаниях Его как Человека. В этих событиях открывается то, что Он полностью подчинил Свою человеческую волю Своей общей с Отцом и Духом воле Божественной.

В четверг Страстной седмицы воспоминается трапеза Господа с учениками в Сионской горнице и установление самого великого Таинства — Святой Евхаристии. Когда Господь взял хлеб, благословив, преломил его и раздал ученикам, сказав: приимите, ядите; сие есть Тело Мое(Мк.14:22), после чего взял чашу, благословив, подал им и произнёс: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. (Мк.14:24).

При этом сказал самую важную фразу: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). Эти слова Спасителя приведены у каждого из четырёх евангелистов, чтобы подчеркнуть, что именно Сам Господь заповедал совершать это Таинство.

Великий Четверг является одним из самых праздничных дней Страстной Седмицы, поскольку назначена самая слабая мера поста – елей и вино. В народе этот день получил название «Чистый Четверг». Обычно с этого дня начинаются приготовления к Пасхе. В храмах совершается уборка, очистка церковной утвари. Древняя традиция связана в большей мере с воспоминанием о приготовлении горницы, где состоялась Тайная Вечеря, о приготовлении пасхального агнца двумя учениками. Верующие убирают свои дома, пекут куличи, красят яйца.

Но в строго церковной традиции «чистым» он называется в связи с тем, что в древности, накануне Пасхального праздника, верующие люди, желающие стать членами Христовой Церкви, принимали Святое Крещение, чтобы в день Светлого Христова Воскресения вкусить со всеми Тело и Кровь Христовы.

Издревле пост, который сейчас получил название Великий, был установлен всей общиной христиан именно ради этих крещаемых. Весь народ постился и молился за них, чтобы они стали достойными и истинными служителями Церкви и учениками Христовыми. Поскольку обычно пост проходил довольно строго, многие люди ради подвига смирения своей плоти и того, чтобы не предаваться удовольствиям, просто-напросто не мылись с начала Великого поста. Но чтобы приступить к Таинству Крещения не в запущенном состоянии тела и не наполнять храм посторонними запахами, был удачно выбран Великий Четверг для омовения и подготовки по случаю повсеместного празднования Тайной Вечери.

В современном смысле «Чистый четверг» именуется таковым потому, что люди приходят в храм, воспоминая евангельские события; исповедаются и причащаются, омывая тем самым свои души.

Перед началом трапезы Господь, желая показать на примере то, что в Царстве Божием не ценится мирское величие и суетная слава, но любовь и смирение, совершает Сам омовение ног ученикам. В те времена, когда много ходили пешком, а на ногах были сандалии, в которые попадали пыль и грязь палестинских дорог, разуть ноги и омыть их в воде было большим утешением и отдохновением. Обычно, это делали рабы господ, когда к ним приходили гости. Здесь же Господь совершает это Сам с обычной Своей любовью к Своему творению, показывая пример настоящего христианского подвига — подвига любви к своему ближнему.

Любовь Господа простирается на всех, в том числе и на Иуду, который подошёл в ночи Гефсиманского сада к Спасителю вместе с воинами и первосвященниками, и дал Ему целование, что было знаком стражникам, для указания на Того, Кого им нужно схватить. Ведь иначе не сказал бы ему Иисус Христос: друг, для чего ты пришёл? (Мф.26:50).

По окончании богослужения Владыка ректор обратился к собравшимся со словами проповеди:

«Все мы просим у Господа милости. Но вот сегодня, перед Тайной Вечерей, мы слышим, как Господь Бог Иисус Христос просит милости у своих учеников. По отношению к Себе просит милости у нас!

Женщина принесла на Тайную Вечерю сосуд алавастровый с миром и возлила на ноги Господа Иисуса. Это было высшее проявление любви, признательности. Но, как мы читаем Евангелие, ученики, вслед за Иудой, возроптали. Один появившийся в этом братстве – Иуда – он смог потянуть за собой и остальных. Как часто это бывает… И как опасны эти до времени тайные иуды в христианском братстве! Ученики возроптали и сказали: К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим (Мф.26:8-9). По человеческой справедливости это совершенно так и есть. И раздавали многое ученики, и те, кто ходили вместе с Иисусом. Но вот что говорит Сам Господь Иисус Христос: …нищих вы всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете (Мф.26:11). Даже в каком-то смысле соблазнительные слова. Он вдруг говорит о Себе. Почему же это так? Да потому что Он хочет милости по отношению к Себе. И здесь древние ветхозаветные слова, сказанные пророком от лица Бога: милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13), совершенно по-другому слышатся.

Что же это такое — милость? Милостыню дают нищим, жалея их и из любви к ним. И не только мы слабые люди, но Бог Сам — всемогущий, бессмертный, великий – Он ждёт от нас любви обратной. Он ждёт этой любви: Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч.23:26). Потому что любовь, конечно, может быть односторонней. Но любовь, которую проповедует воплотившийся Бог, взаимна – Бога к человеку, и человека к Богу, и людям между собой. Господь ждёт этой милости и тогда, когда в Гефсиманском саду просит апостолов не засыпать, а побыть с Ним в Его самые тяжёлые минуты. Господь всемогущий пришёл в этот мир разделить человеческую жизнь с Самим Собой. Он разделил нашу жизнь. Он воспринял на Себя по всемогуществу Своему бремя, болезни, тяжести, смущение, сомнения, боль каждого человека… каждого без исключения — в этом всемогущество Бога. Всё, кроме греха! Но и от нас Он ждёт понимания и сочувствия, которое следует за пониманием; и милости – а за милостью следует и любовь. Ждёт любви человеческой сердце Отца нашего Небесного.

Сможем ли мы это понять? Сможем ли мы возвыситься до истинного сыновства, до истинного понимания настолько, насколько нам, людям, возможно того, что сделал для всех нас Господь. и наконец на Тайной Вечере от преизбытка любви, показывая её, Он берёт хлеб, преломляет и раздаёт ученикам, говоря: вот как Я преломляю этот хлеб, так преломляется и Моё Тело; весь Я отдаю Себя вам для вашего спасения; и Я изливаю Кровь Свою, как даю вам эту чашу вина для вашего спасения.

Возможно, тогда апостолы ещё не до конца поняли, что происходит. Возможно, они восприняли это как некий символ любви Божественной. Но потом и они, и Святая Церковь уразумели с ужасом, страхом Божиим и восхищением, что это Святое Причастие действительно есть истинное Тело и истинная Кровь Богочеловека, которые Он преломляет и изливает за наше спасение, за каждого из нас, соединяясь неизреченным образом с человеческой душой.

Мы присутствуем сегодня на Тайной Вечере так же, как присутствуем на ней за каждой Божественной литургией. Но сегодня воспоминание о том, как Господь учредил это Таинство; как Господь в тысячелетия послал это необходимое для человеческого спасения действо, которое не закончится до Второго Его Пришествия. И сегодня нам об этом говорит апостол Павел в своём послании. Господь преломил хлеб (Своё Тело), преподал чашу с вином (Свою Кровь), чтобы мы вспоминали об этом и жили этим как Таинством до Его Пришествия — буквально так говорит апостол. И до самого последнего нашего часа да благословит нас Господь пребывать в этой благодарности, понимании великого дела и великой любви нашего Небесного Отца и пребывать с Ним всегда и в Духе, и в великом Таинстве благодарения, которое называется Евхаристия. С праздником!

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь