30 апреля 2023 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, Жен-мироносиц, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил Божественную литургию в храме святых Жен-мироносиц города Пскова.
Его Высокопреосвященству сослужили: игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, и.о. ректора Сретенской духовной академии; иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; иерей Кирилл Ладанов, настоятель храма святых Жен-мироносиц г. Пскова, а также духовенство Псковской епархии.
Студенты семинарии молились за Божественной литургией в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
По окончании богослужения в храме святых Жен-мироносиц Владыка ректор обратился к собравшимся со словом проповеди:
«Христос Воскресе!
Есть неразрешимые загадки не просто в Святом Евангелии, а в тех поступках, деяниях, словах Спасителя, когда Он, Воплотившийся Бог, был на земле среди людей. Одна из этих загадок: почему всемогущий Бог явился воскресшим прежде всего не апостолам, которым надлежало просвещать весь мир; которым надлежало укреплять в слове веры народы, поколения, тысячелетия? Почему Он явился не им, а явился женам, которых мы называем Жены-мироносицы? По этому поводу многие рассуждали. Однажды даже один из величайших иерархов Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий), возглавлявший русское рассеяние в эмиграции в начале XX века сказал так: «Конечно же, в то время не было телеграфа… [и Телеграма]. Поэтому надо было сообщить женщинам. Это был естественный способ, чтобы по всей вселенной разнеслась эта весть». Вы, наверное, все это знаете. Наверное, отец Павел говорил вам эту шутку. В каждой шутке есть доля шутки.
Апостолы иерархически несли свою проповедь, создавая Церковь вместе, конечно, с мирянами, с женами-мироносицами и так далее. А вот женщины несли ни с чем не сравнимое слово убеждённости. И явишася пред ними яко лжа глаголы их, и не вероваху им (Лк.24:11). Где мы читаем это в Евангелии? Когда Жены-мироносицы (Мария Магдалина) прибегают и говорят, что видели Господа. А реакция апостолов была: И явишася пред ними яко лжа глаголы их, и не вероваху им (Лк.24:11). А вот юноша, одетый в белую одежду, сидящий во гробе Спасителя, просто сказал им, что Христос Воскрес. И женщинам не надо было вкладывать руки свои в рёбра Его; не надо было видеть Его даже в лицо воскресшим. Они сразу уверовали. Мария Магдалина, когда явился к ней Спаситель, приняла Его вначале за садовника от горя, от отчаяния, от слёз. И стоило лишь сказать Ему: Марие! (Ин.20:16), она глагола Ему: Раввуни! – что значит: Учитель (Ин.20:16), ей тоже не надо было осязать Его.
Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:29). Скольких в Церкви привели к вере наши женщины! Не только священники, а именно верующая душа христианки была свидетельницей не рассказов о Христе. Узнать о Христе можно сколько угодно. Можно стать профессором богословия, рассказывая о Христе. Но для спасения это абсолютно безразлично и неважно. Надо узнать Христа. Вот в чём различается богословие, как так называемая теология, как наука о религии, о вере, о христианстве, и живая вера в Бога, основанная на знании Бога, знании Христа.
Вот таковыми были множество наших бабушек, прабабушек, которые свидетельствовали о Христе своей жизнью. Действительно, «белые платочки» (вы миллион раз слышали это) спасли Церковь. А слышали вы историю, как один наш русский епископ пришёл в храм с французами? Там стояли (это было начало 60-х годов) одни бабушки. Одни! Были ещё мелкие дети, которых они притащили с собой за руку. Потрясённые французы сказали:
— Владыка, ваша Церковь скоро прекратит своё существование.
— Почему?
— Эти бабу́шки скоро умрут, и никого не останется.
Епископ сказал этим французам:
— Наши бабушки бессмертны!
Вот вы внучки, правнучки или сами по себе бабушки, которые без бабушек пришли – всякое бывало. Но сердце женщины совершенно особое. Сотворим ему помощника по нему (Быт.2:18), — вот что сказал Господь перед сотворением женщины. Сотворим человеку (мужчине)… даже на украинском языке, на некоторых славянских языках чоловiк – это мужчина; а жено – женщина. Это другое… это действительно другое. Это другой человек; и её предназначение – быть в первую очередь помощницей нам великим, в прекрасных одеждах… архиерейских – не архиерейских и так далее. Помощницей!
В чём прекрасна, неповторима, удивительна и велика женщина в Церкви Христовой? Мы помним слова апостола: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет.3:4). Именно женщинам открылся впервые воскресший Господь, представ перед ними. Именно женщина была избрана на особое служение всему человеческому роду – Пресвятая Богородица.
Сегодня мы празднуем второе воскресенье после Пасхи, вновь обретая в истории о мироносицах опыт их отчаяния, их ужаса, их состояния без будущего. Они пришли к мертвецу; они пришли отдать последние почести трупу разлагающемуся. Ясно было для них, что не будет уже царства справедливости, о котором они так мечтали; не будет величия их народа израильского; не будет того, что обещал их Учитель Саломие (матери Иакова и Иоанна): по правую и по левую сторону посади моих сыновей любимых. Он не сказал, что Он сделает это, но сказал, что это в воле Господа. Ничего этого уже не будет! Дальше только кошмар, крах и всё более нарастающий ужас. Всё лучшее, прекрасное, все надежды позади. И вот мы видим на этой прекрасной иконе у вас, как ангел говорит им о Воскресении Христовом. А их великие сердца эту весть слышат первые в человечестве. И эти первые – не апостолы (они неспособны были услышать и поверить). А первой вести надо было, чтобы поверили! Надо было, чтобы человечество, в лице Жен-мироносиц, поверили этой благой вести. На это были способны не апостолы (Господу виднее), а способны Жены-мироносицы.
Поздравляю всех вас с этим прекрасным необычайным, великим и таким загадочным праздником. Призываю вас, дорогие мироносицы, быть на том же высочайшем духовном уровне, стремиться к нему, как и Жены-мироносицы. Для этого надо соблюдать иерархию. Помощницы! Не хозяйки своих мужей. Как только становитесь хозяйками своих мужей – сбежит! Нет. Вы хозяйки, когда вы не хозяйки. Когда он хозяин – конечно! Когда вы, всё равно понимая, что семью создаёт женщина, уступаете мужчине сознание того, что он старший, главный, умный, самый-самый-самый. А вы – помощницы. Вот почему эти иные, чем мужчины, существа — женщины – при их высочайшей интуиции и способностях духовных выше, чем у мужчин, в Предании Церкви и в одном из апостольских посланий сказано, что в храме женщина что делает? Молчит… Так надо, так Господь решил. И тогда в этой гармонии Божественной вы обретёте себя: но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом (1 Пет.3:4).
Храни вас всех Господь! Просим у вас прощения. Просим у вас ваших молитв непрестанных. Нам не всегда удаётся молиться. А вы постоянно молитесь. Так что давайте, спасайте нас и спасайте сами себя. А Господь спасёт Церковь и всех нас. Аминь. Христос Воскресе!»