СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ОТЦЕВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

28 мая 2023 года исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском монастыре, где праздновали память преподобных Евфросина и ученика его Серапиона Псковских.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии; клирики Псковской епархии и гости в священном сане.

За богослужением молился митрополит Евсевий (Саввин).

Студенты семинарии молились за богослужением в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

По окончании Божественной литургии митрополит Псковский и Порховский Тихон по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения, вручил орден Русской Православной Церкви благоверного князя Алекандра Невского I степени Александру Андреевичу Проханову и обратился к собравшимся со словами проповеди:

«Сегодня необычайно важный день для нашей Церкви – память святых отцов I Вселенского Собора. Мы знаем, что это событие, совершенно особенное в жизни Церкви, произошло в 325 году, в правление великого императора святого равноапостольного Константина. Главным деянием этого Собора было получение от Бога благодати по созданию Символа веры – того самого, которое мы на каждой Божественной литургии прочитываем или воспеваем как одну из важнейших частей исповедания и утверждения в нас самих и в Святой Церкви православной веры. Во всём мире вот уже почти две тысячи лет возглашается именно этот Символ веры – Никео-Цареградский. Потом, впоследствии, к нему было немного добавлено на Константинопольском Вселенском Соборе. Это же деяние – благодатное создание Символа веры – связано и с ещё одним важнейшим событием – преодолением в Церкви арианского раскола. Здесь собрались люди разные, приехавшие на конференцию, которые знают о подробностях всех этих поразительных промыслительных событий для Церкви Божией. А есть те, кто, может быть, и не совсем ясно представляют, насколько важен был этот Собор, насколько важны были для нас, сегодняшних, его деяния.

Ариане – это ересь, которая после многих ересей, которые восставали против Церкви Божией в первые века христианства, была, быть может, самой страшной и самой, по сути, повторяемой и в сегодняшний день, и в последующие дни после I Вселенского Собора. Так или иначе почти все ереси были связаны именно с тем, что отстаивали отцы I Вселенского Собора; что они отстояли; что они не допустили в Церкви Божией. Ариане (духовным руководителем ариан был ересиарх Арий) от всей души прославляли Бога; признавали Господа Иисуса Христа высшим всех ангельских сил. Они признавали Его воплощение. Но только они говорили о Нём как о первом и величайшем творении всемогущего Бога.

И вот отцы I Вселенского Собора услышали неправду в этом, казалось бы, высоком прославлении. А неправда была в том, что ариане и вслед за ними многие епископы, священники, миряне, целые малые Поместные церкви признавали Господа Иисуса Христа не Сыном Божиим, не единосущным с Богом, а величайшим, прекрасным, спасительным для нас творением Бога. И получалось (как это очень прозорливо и спасительно для нас увидели отцы IВселенского Собора), что человечество спас не Бог (мы исповедуем Господа Иисус Христа Богом истинным), а творение Божие. Вы чувствуете эту разницу? По сути, это вело к уничтожению всего христианства. Арий в своём Символе веры, который он тоже предложил на I Вселенский Собор, говорил именно об этом; а так всё было практически то же самое.

В одном из писем Арий писал: «Сына Божия не было прежде, чем Он был рождён». Мы тоже исповедуем Господа Иисуса Христа, рожденным, но несотворенным, единосущным Отцу прежде всех век… Арий говорит: «Он был рождён; и было время, когда Он не существовал. Нас преследуют за то, что мы говорим: Сын имеет начало; тогда как Бог безначален. Нас преследуют за то, что мы говорим: Сын Божий из несуществующего был создан». Это утверждение, что Бог и Господь Иисус Христос, и Дух Святый единосущны, необычайно важно. Слово «единосущие» часто звучало на Вселенском Соборе (όμοούσιος по-гречески). Император Константин вначале не понимал сущности спора между арианами и истинно православными христианами. Он даже говорил: «Прекратите споры в империи. Я огромными силами преодолел язычество. Теперь христианская вера не только законна и не преследуется в Церкви, но и поощряется. Почему вы из-за какой-то мелочи ссоритесь друг с другом?» Святитель Игнатий (Брянчанинов) об этом говорил, поражённый в своё время, в «Слове о православии»: как император Константин говорил об этом вначале, как о мелочи? А потом святой император Константин понял, насколько это важно. И слово «όμοούσιος» — «единосущный» было введено в Символ веры не святыми отцами, а императором Константином. Он был соавтор (вместе со святыми отцами) Символа веры. Он предложил ввести это слово, столь важное для нас, — «единосущие».

А потом это слово, эта мысль, это исповедание о том, что Господь Иисус Христос так же, как Бог Отец и Бог Святой Дух сущие в мире – единственное, что существует по-настоящему в мире; обладает силами, правом и возможностями всеми существования – это Бог единый в Троице: в Отце, Сыне Господе Иисусе Христе в Святом Духе. Именно это исповедание, что Господь Иисус Христос так же сущий (существующий), как и Отец, дающий жизнь миру, у нас, в наших богослужениях, постоянно сообщается нам: «Сый благословен Бог наш, всегда, ныне и присн,о и во веки веков. Аминь», – возглашается на богослужении. Сегодня мы слышали удивительное песнопение, написанной Феодосием, будущим императором, который присутствовал на II Вселенском Соборе: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый…Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртенъ Сый, и изво́ливый спасе́нія на́шего ра́ди воплоти́тися отъ Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Марíи, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртію сме́рть попра́вый, Еди́нъ Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ насъ. Как Спасителя и как сущего, как равночестного Святой Троице, называем мы в этом литургическом песнопении (вслед за императором Феодосием) Господа Иисуса Христа.  

I Вселенский Собор принёс в Церковь Символ веры. Со временем менялись некоторые высказывания, выражения. Но нам важно знать, как звучал Символ веры в древние времена. Вот как он был пересказан с греческого языка в Кормчей Патриарха Иосифа в 1650 году: «Веруем во Единаго Бога Отца Вседержителя, видимым же и не видимым Творца (всё то же самое). И во Единаго Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, рождена от Отца единочадна (то есть единственное чадо было; истинное чадо не по благодати, а по естеству Божественному было чадо у Бога Господь Иисус Христос), сеже есть от существа Отча: Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и яже на земли, нас ради человек и за наше спасение сошедша и воплощшася и вочеловечьшася, и страдавша, и в третий день воскресша, и восшедша на небеса и паки грядуща судити живым и мертвым. И в Духа Святаго». Вот как завершался Символ веры I Вселенского Собора. А на II Вселенском Соборе, когда уже возникли новые ереси, касаемые Духа Святаго, святые отцы утвердили продолжение, чтобы все истины о Духе Святом были изложены в Символе веры; повторялись за каждым Богослужением литургическим; чтобы их в сердцах и памяти носили православные христиане: «И в Духа Святаго, Господа животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже с Отцем  и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки…» и добавление догмата Святой Церкви.

Да, непросто было прийти к этому Символу веры. Непросто было не только богословам, но и гражданам Римской тогдашней империи вместить в себя окончательно величайшую истину о том, что наш Бог – это Святая Троица; это не три Бога. Ведь только-только язычество царствовало на территории Римской империи в совершенно разных формах. И многие соблазнялись… Но понять, что Сам Бог, Сам Господь, Само Высшее Существо воплощено в человека, было не так просто. Это было крайне сложно многим и очень искренним людям. Только смирение и понимание, что спасение идёт только от Бога, и таков бо нам подобаше Господь, который прожил жизнь человеческую со всеми её страданиями; со всеми её тяжелейшими испытаниями — вместе со всем человечеством и с каждым человеком. Вот такой Господь – Господь христианский.

Ещё одно деяние, которое провозгласил I Вселенский Собор – это празднование Пасхи в совершенно определённое время; оно не должно совпадать с Пасхой иудейской и непременно должно быть первым воскресеньем после весеннего равноденствия. Таким образом, во всей Церкви праздновалась Пасха в единый день. Также были предложены Церкви благодатные каноны в количестве двадцати штук, по которым живёт Церковь и сегодня.

После кончины великого императора Константина всё складывалось непросто. Казалось бы, вот какая радость: наконец-то православный император; наконец Церковь не только не гонится, но и поддерживается; наступили блаженные счастливые времена. Но Господь Иисус Христос предупреждал и своих учеников, и нас с вами о том, что непременно в жизни христиан будут испытания. Ученики, как мы помним, не верили Ему. Они слышали, понимали, но сердцем не могли принять, что будут какие-то тяжелейшие беды, скорби, жуткие нестроения, которые приведут и их к маловерию, к малодушию, к испытанию их веры. Они думали, что всегда будет так, когда три с половиной года Господь Иисус Христос ходил вместе с ними. Это было удивительное счастье, радость. Господь неоднократно говорил им об испытаниях, которые ждут и Его, и апостолов. Но пока испытания не приходят, осмысление их не вмещается в наше сердце. Точно так же, как в период горя, в период тех самых испытаний нам кажется, что это будет всегда – такая мрачная страшная полоса – период нашей жизни. Но ни то, ни другое неправда. Правда в том, что Господь даёт провести каждого человека через те испытания, которые уготованы ему для спасения. А потом открыть волю Божию: всё показать, всё объяснить до тех пор, пока человек не возглаголет от всего сердца: благословен Грядый во имя Господне! (Лк.13:35) Праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы (Дан.3:26).

 Сорок лет после I Вселенского Собора были тяжелейшие нестроения в Церкви Христовой. Те участники (их было триста восемнадцать) I Вселенского Собора пережили в своей жизни и правление арианских императоров (сын Константина был арианин), и настоящие гонения от арианских епископов. И только несколько из них достигли того периода жизнью своей на земле, когда они увидели истинное Торжество Православия во исповедание своё в Церкви Христовой. Так было, так есть и так будет всегда – до Второго и славного пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Как бы не было больно, как бы не было смущено наше сердце, будем помнить о Боге Спасителе, о единородном Сыне, из чрева прежде денницы родих Тя, — в Ветхом Завете мы слышим – клятся Господь, и не раскается (Пс.109:3), что из самых недр отчих Божества безначально, ещё до начала творения мира, вечно существовал Сын Божий по тайному Промыслу Божественному Троицы, долженствующий прийти в мир для спасения каждого из своих учеников, каждого из любящих Его.

Поздравляю вас с этим великим для нашей Церкви праздником. Желаю вам радости о Господе – той радости, о которой Он говорил в сегодняшнем читаемом Евангелии. Удивительные слова! Человек, который идёт на страшную смерть, в последней беседе со Своими учениками, за часы до того, как Его схватят и повлекут на унижения, страдания, лютую смерть, молится к Отцу Небесному о Своих учениках и говорит: да радость Моя (умирающего, обречённого на страдания) в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин.15:11). Да, были страдания. Но была и вечная радость истины Воскресения и победы Божией. Именно эта радость да пребудет со всеми нами — истинно верующими в Сына Божия, в Господа сущего Иисуса Христа, исповедующего Символ веры, подаренный нам Богом через святых отцов. Спаси Господи».

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь