По благословению исполняющего обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополита Псковского и Порховского Тихона студенты III и IV курсов Псково-Печерской духовной семинарии приняли участие в качестве слушателей в IX Международной конференции «Москва — Третий Рим».
Попечительский совет: митрополит Псковский и Порховский Тихон; Малофеев Константин Валерьевич, председатель попечительского совета Института «Царьград»; Карпов Сергей Павлович, академик РАН, президент исторического факультета МГУ.
Организаторы конференции: Псковская епархия, Научно-просветительский Центр палеоэтнологических исследований, Псковский музей-заповедник, Псковский государственный университет.
28 мая 2023 года в Свято-Елеазаровском монастыре города Пскова, после окончания Божественной литургии, митрополит Тихон приветствовал участников конференции напутственным словом перед I-м Пленарным заседанием.
Студенты семинарии приняли участие во II-м Пленарном заседании, проходившем в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника города Пскова.
В рамках проводимой конференции обсуждались вопросы об истоках российской государственности и её конкретно-исторических формах на различных этапах развития; о древних и средневековых державах предшествующих эпох; о понятии translation imperii, выраженном, в частности, в политеме «Москва — Третий Рим».
Учащиеся нашей духовной школы заслушали вместе с гостями и участниками конференции следующих участников с докладами:
- Малофеев Константин Валерьевич, кандидат юридических наук, председатель попечительского совета Института «Царьград», г. Москва, «500 лет письму инока Филофея»;
- Дугин Александр Гельевич, доктор социологических и политических наук, директор Института «Царьград», г. Москва, «Великая Евразийская Империя Конца»;
- Таньшина Наталия Петровна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории РАНХиГС, профессор кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки МПГУ, г. Москва, «Концепция «Москва–Третий Рим» и образ России как вечной империи: взгляд с Запада»;
- Аманжолова Дина Ахметжановна, доктор исторических наук, Институт российской истории РАН, г. Москва, «Имперский дискурс о России, «деколониальный поворот» и концепт неоколониализма в современной зарубежной историографии»;
- Даренский Виталий Юрьевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Луганского государственного педагогического университета, г. Луганск, «Учение о Москве – Третьем Риме как основа возрождения русского исторического сознания»;
- Забияко Андрей Павлович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения и истории, заведующий лабораторией археологии и антропологии Амурского государственного университета; Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Благовещенск, «Православный фронтир на Дальнем Востоке в XVII веке»;
- Гурари Марк Натанович, академик Академии архитектурного наследия, заместитель председателя Совета по градостроительному развитию и сохранению исторической среды Союза московских архитекторов, г. Москва;
- Лащенко Наталья Святославовна, академик Академии архитектурного наследия, консультант Совета по градостроительному развитию и сохранению исторической среды Союза московских архитекторов, г. Москва, «Образ Москвы – III Рима в природно-градостроительной композиции столицы».
О значимости темы конференции высказался Владыка ректор, обратившись ко всем неравнодушным к истории нашего государства:
«Очень часто мысль «Москва – Третий Рим» воспринимается вульгарно: вот мы самые лучшие, мы самые великие; все остальные ничтожные. Ничего близкого никогда не было и нет в этой идее. 500 лет назад Русь была единственным государством, свободным от внешнего управления — как сейчас говорят, единственным православным суверенным государством. И именно это бремя – сохранение православия и поддержка других православных народов – и было заложено в идее старца Филофея в его знаменитом послании. Эти же смыслы остаются и сегодня. Сохранение православной веры жизнью, поступками, а не только идеями православия, христианства – это тот тяжелейший крест, который был возложен на Русь много столетий назад.
Сохранение и утверждение в народе истинного богопочитания и истинного православия – эта обязанность остаётся на Русской Церкви и в русском народе. Мы должны отвечать в первую очередь за себя. Это важнейшее наше послушание. Сами должны идти вместе со своим народом к пути спасению. Преподобный Серафим Саровский об этом очень сильно и правильно сказал: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Будь сам со Христом, и люди пойдут к Нему. Люди увидят Его».