2 и 3 сентября 2023 года в Михайловском соборе прошли праздничные воскресные богослужения, которые возглавил митрополит Псковский и Порховский Тихон. По окончании литургии владыка обратился к прихожанам со словами проповеди:
«Сегодня в двух чтениях Божественных книг – Евангелия и Апостольского послания – мы услышали множество высочайших духовных откровений, касающихся всей Вселенной и каждого из нас. Но остановим своё внимание лишь на двух.
Первое касается мироустроения всей Вселенной, принципа жизни, бытия этого мира и в то же время жизни каждого из нас. Притча о неблагодарных злых виноградарях, которым хозяин виноградника предоставил всё: цветущий плодоносящий прекрасный виноградник; все приспособления для изготовления вина; месторасположение – прекрасная природа… Он ждал от них лишь части плодов, соответствующих их трудам и излишнее по милосердию этого труженика – хозяина. Мы помним, что эти виноградари решили, что всё принадлежит им; всё сделано ими; они не временные труженики, которые приходят лишь весной и осенью, чтобы за несколько недель привести в порядок виноградник и собрать его плоды. Они решили, что всё это их, и в конце концов убили сына хозяина виноградника, который пришёл напомнить им, что часть плодов принадлежит тому, кто создал этот виноградник. В конце этой притчи Господь говорит такие слова: Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это от Господа, и есть дивно в очах наших (Пс.117:22). Ещё царь Давид пророчески сказал об устроении Вселенной – для чего она создана; ради чего создан человек. Мы, обычные люди, далеки от того, что знал каждый древний человек и знает любой сегодняшний строитель: краеугольный камень – это камень, который связывает две стены. Он ставится так, что и одна стена, и вторая стена опираются на него, и идёт нерушимая связка двух стен.
Бог и человек… Как связать падшее, греховное материальное существо (нас) и непостижимое и совершенно иное (трансцедентное) Существо – Бога, в Котором нет ничего материального. Он обладает совершенно иными качествами – качествами Творца. Он помыслил логос – и совершилось! Слово облеклось в дело. Мысль облекается в дело сразу! Причём всё это абсолютно недоступно человеку. Мы можем испечь буханку хлеба или прекрасный дом построить, долететь до какой-нибудь Луны. А логос Божественный создаёт непостижимое – вплоть до человека, всего мира, Вселенной. Цель создания человечества и Вселенной – это создание Богочеловечества по благодати. Не по сущности (по сущности мы материя – как червячки, жучки, муравьи и так далее), а Богочеловечество по благодати. Недавно одна знакомая женщина-труженица звонит мне: «Батюшка, собаке лапу переехали! Надо помочь! Я готова взять…» Она готова помочь этой собачке, воплотиться в её заботливую маму – так она переживает.
Господь Бог создавал человека, чтобы человек разделил с Ним всю ту радость бытия неизреченную. Мы знаем её, как песчинку, а для Бога она во всей бесконечной полноте. Он захотел сделать существа, которые разделят с Ним радость в этой полноте. Но существа эти оказались тварями («тварь» – это творение, а никакое ругательное слово) неблагодарными и отошли от Бога, предали Его. Но Бог, по жалости Своей, Сам стал червяком – этим человеком, неблагодарной тварью — по телу во всём, кроме греха (кроме той самой неблагодарности). Он стал краеугольным камнем, который на краю двух стен связывает их нерушимо. Но большинство человечества пренебрегло этим камнем: мы сами построим всё, как надо; мы сами создадим Вавилонскую башню; мы, что хочешь, сами создадим… Эта самоуверенность очень дорого обходится всему человечеству. Порой и в нашей жизни, когда мы пренебрегаем Христом – этим краеугольным камнем, мы терпим крах. Нам, православным христианам (великое счастье!), из года в год, по многу раз Святая Церковь повторяет это. Помните об этом краеугольном камне. Помните о Христе, Который, являясь Богом, стал таким же, как мы, Человеком не ради спасения всех – ради спасения каждого конкретного человека.
Вторая удивительная истина открылась нам во втором чтении из Послания апостола Павла неразумным Коринфянам. В Коринфе жили христиане – хорошие были ребята, но не оправдывали той высоты, на которую были призваны. Всё время приходилось апостолу Павлу им напоминать, писать: Первое послание, Второе… говорят, что даже Третье где-то затерялось. Читайте обязательно! Изучать Священное писание – это обязанность для христианина. Он там пишет удивительные слова (всего лишь строчка), когда приветствует Акилу и Прискиллу – мужа и жену. Мы узнаём, что у них есть своя церковь домашняя. Что значит домашняя церковь? Значит, они принимали странников. У них в доме собирались (тогда же не было таких храмов) христиане, совершали Божественную литургию. Здесь же были и странники христиане, которые находили приют в этом доме. Акила и Прискилла присутствуют ещё в Священном Писании – в Послании. То есть в каком бы городе они не находились, они создавали в своём доме храм. Не забывайте также благотворения и общительности… (Евр.13:16) – говорит апостол в другом Послании. Они собирали круг единомышленников и друзей. Вместе общались, вместе молились; собирались на Божественную литургию; беседовали о самом главном и высшем.
Вспомните, как в нашей жизни когда-то это было здо́рово – когда мы собирались все вместе со своими друзьями христианами и беседовали о Боге, вкушали общую трапезу. А сейчас забыли об этом почти все. Сейчас каждый сам по себе. Вот апостол говорит: это плохо. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13:16). Общение и благотворение… Надо побороть свой эгоизм, надо общаться христианам друг с другом с благодарностью к Богу, с любовью друг ко другу, открывая друг в друге христианина, открывая откровения о Боге, беседуя о главном и высшем. Иначе враг постепенно делает из христиан, если нет навыка этих упражнений, сплетников, клеветников, осуждающих, гордецов. Не зря говорил апостол: Не забывайте также благотворения и общительности… (Евр.13:16). И этим благоугождается Бог, спасается ваша душа от осуждения и от эгоизма — сиречь себялюбия. Надо нам слушаться апостола Павла? Надо! Так вот и слушайтесь!»
Семинаристы за богослужением предстоят перед Господом в самых разных послушаниях: пономарят, поют на клиросе, следят за подсвечниками, протирают иконы, расстилают ковры, читают записки…
Служение это, возможно, и хлопотное, но также и благостное, формирующее их внутреннего человека, их духовный мир.
По благословению митрополита Тихона архимандрит Марк (Быстриков) назначен духовником I курса семинарии.