27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. В этот день семинаристы молились за праздничными богослужениями в Псково-Печерском монастыре. Богослужения возглавил исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Иларион (Карандеев). Его Преподобию сослужили братия обители в священном сане. По Великом славословии на всенощном бдении был совершён чин Воздвижения Креста Господня.
Митрополит Тихон возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова, где совершил чин Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), исполняющий обязанности ректора семинарии; иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель собора; духовенство храма.
Священное предание гласит, что благодаря усилиям византийского императора равноапостольного Константина Великого и его матери равноапостольной царицы Елены, которая искала в Иерусалиме следы земной жизни Христа, обретён Крест, на котором был распят Спаситель.
Рядом с Голгофой, где был распят Иисус Христос, были найдены три креста, табличка с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту умершего человека, которого проносили мимо. Так узнали, какой из крестов является подлинным.
Когда началось поклонение святому Кресту, многие люди не могли не только подойти, но и увидеть его. И тогда патриарх Иерусалимский Макарий показал обретённый Крест народу. Он встал на возвышение и поднимал (воздвигал) Крест. При этом его обращали ко всем сторонам света, чтобы люди могли поклониться святыне. Обретение Креста Господня произошло в 326 году в Иерусалиме.
В 335 году построен храм Воскресения Христова, который был освящён 13 сентября. 14 сентября (27 сентября по новому стилю) было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Сегодня празднуется также возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В 614 году персы захватили Иерусалим. Храм Гроба Господня сожгли, а Животворящий Крест вывезли, вместе с другими сокровищами храма, в Персию. Лишь в 628 году византийский император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в храм Воскресения Христова.
Согласно Священному Преданию, император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения, но перед Голгофой не смог двинуться. Патриарх Захария объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и внёс Крест Христов в храм.
Митрополит Тихон так сказал о празднике:
«Церковь несколько раз в году прославляет Крест Христов; прославляет, любуясь им через понимание всей трагедии, всех своих грехов – грехов человечества, которых не было больше, чем любви Господней к нам. Мы созерцаем любовь отеческую, беспримерное милосердие Христа Спасителя.
Сегодня один из тех великих дней, когда мы осмысливаем и благодарим Воплотившегося Господа Иисуса Христа за этот поистине бесценный, страшный и прекрасный дар, который даёт нам и силы, и возможность жить в этом мире, погружённом в злобу князя века сего; жить с надеждой и твёрдым упованием, что Господь победит всякое зло и самою смерть.
Всякий раз, когда враг и наши собственные слабость и малодушие будут смущать нас, вспоминайте о Кресте Господнем — о его силе, смыслах, значении, которые заключены только в одном: в Господе Иисусе Христе, Который именно Крест избрал как Свой Божественный Престол, как Свой Жертвенник, на который Сам взошёл ради спасения каждого из нас» (Из проповеди митрополита Тихона 27 сентября 2023 года).
Фото: диак. Лев Савинов, Владислав Полохов, Артемий Бондарев.
Пресс-служба Псково-Печерской духовной семинарии.