ВСТРЕЧА МИТРОПОЛИТА ПСКОВСКОГО И ПОРХОВСКОГО ТИХОНА СО СТУДЕНТАМИ I КУРСА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ 2 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА

Владыка, что бы Вы посоветовали себе двадцатилетнему?

Митрополит Тихон: Системно передавать информацию… Погрузиться вглубь науки системно, с преподавателем, чтобы он обучил. Это что касается учёбы. Второе – посоветовал бы себе заняться спортом и привыкнуть к этому, чтобы это стало потребностью каждый день. Третье – начать учиться молиться с помощью священников, читая святых отцов. Четвёртое – начать подбирать себе молитвенное правило, в том числе с Иисусовой молитвой, которое со временем станет постоянным состоянием твоей души. Помните: Аз сплю, а сердце мое бдит (Песн.5:2)? И непрестанно молитесь, чтобы была какая-то ступень к непрестанной молитве.

Где заканчивается рассуждение, а где начинается осуждение?

Митрополит Тихон: Осуждение начинается, когда вы в душе своей почувствовали некое превозношение над человеком или злорадство.

Можно православному посещать храмы других религий?

Митрополит Тихон: Никаких препятствий, кроме одного: молиться там не надо. Зайти в мечеть можно – полюбопытствовать. А вот молиться – нет.

Как не впасть в духовный кризис? Как его переносить? Как поддерживать веру?

Митрополит Тихон: Во-первых, не впасть в духовный кризис нельзя. Это нормальное течение вещей. Всё время пылать верой – такого не будет. Будут сомнения, навеянные какими-то обстоятельствами жизни или умозаключениями, к которым вы придёте. Главное помните: сохраните веру!

Нам не обещано было, что полностью всё будет прекрасно и справедливо в нашей жизни. Справедливость и милосердие вообще торжествуют только в Царствии Небесном – земной мир не для этого, а для того, чтобы к этому идти. Смирение же происходит от слова «мир». Смирение, которого так ждёт от нас Господь – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит(Пс.50:19) – это состояние, когда мы пребываем в мире с Богом, с самими собой и ближними. Тяжело быть в мире с самим собой, с ближними; тяжело быть в мире с Богом, когда столько несправедливости творится в мире! А ещё страшнее – наши страхи перед тем, что Бог не услышит нас, не проведёт по тому пути, который мы хотим.

Поэтому у нас есть слова: Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Без отдачи всего себя в руки Божии у верующего человека не получится ничего. Вера будет трещать по швам – прямо болезненно по тебе. А Бог ждёт именно полного доверия! Старайтесь для начала примириться с ближними; потом в спокойном, мирном состоянии со своей совестью. Надо извиниться – пошли извинились. Тяжело, конечно, для нашей гордыни, но нужно это сделать.

Как побороть лень в учёбе и духовной жизни?

Митрополит Тихон: Лень и прокрастинация (откладывание на потом того, что ты должен сделать) – это такой злой навык, к которому некоторые из вас привыкли. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Худые навыки страшнее бесов». Нам не нужен бес, который будет нас парализовать в деле Божием. Мы уже его в себе выстроили: лень и прокрастинацию. Мы привыкаем к лени и откладыванию на последний момент. Особенность вашего возраста в том, что вы закладываете сейчас либо добрые привычки, либо привычки разрушительные. Системно понемножечку учиться – это правильная вещь. Два месяца понуждения – и формируется привычка. Но эта дрессировка самого себя в данном случае бесценна. Вам это от Бога не придёт. Есть вещи, которые приходят от Бога. А есть вещи, которые Бог знает, что мы сами должны сделать.

Как увидеть призвание к монашеству или браку и решиться на данный шаг?

Митрополит Тихон: Для этого надо всем сердцем влюбиться в Бога. Когда я здесь был послушником, мне показалось, что я сочинил стихотворение, обращённое к Богу: «Душа моя светла, душа моя полна Тобой, одним Тобой…» Когда человек поймёт, что ему в жизни ничто и никто не нужен, кроме Господа Бога, он уже на пути к монашеству. Полностью себя отдать ради настоящей любви к Нему! Монах призван любить Бога таким вот образом: быть юродивым Христа ради от любви. Монашеская жизнь наиболее удобна для этого. Ты всё делаешь ради Бога — не ради любимой девушки, жены, не ради детей.

Считается ли коммунистический период грязным пятном в нашей истории? Считаете ли Вы, что одной из весомых причин революции стала смерть Столыпина? Считаете ли современную Россию лучшим периодом в нашей истории?

Митрополит Тихон: Сложно сказать, какой период в нашей истории лучший. Коммунистический период – это период, в котором я родился в 1958 году, в самом что ни на есть лютом Советском Союзе уже без Сталина, с Хрущёвым. Я никогда не брошу камень в Советский Союз, хотя большевизм я не люблю всеми силами души. Настоящий большевизм – это ненависть к России. Если бы монархия сохранилась, всё было бы по-другому. Господь попустил… Почему Господь попускает? Есть такие слова: Даст тебе Господь по сердцу твоему(Пс.19:5). Это не значит, что только наши добрые желания исполняются, но исполняются желания и злые. Если Господь видит, что человек очень страстно чего-то хочет, молит, просит, жить без этого не может, то Господь попускает. Перед самим переворотом вся Россия была недовольна, критикански настроена.

Это особенность нашей страны. Мы нестабильны психологически. У нас есть такая странная вещь: мы должны всё время критиковать. Наше гражданское общество не выросло из периода подросткового негативизма (отрицание всех авторитетов, кроме ровесников подростка). Как ругали Николая II! При Николае II экономика России занимала реально четвёртое место, поделив его с Францией. Первое, второе третье занимали США, Великобритания со своими колониями, Германия. Потом шла Россия. Психически нестабильное гражданское общество решило порулить само. Сделали всё, чтобы Николая II свергнуть, а дальше вы всё знаете.

Конечно, революция откинула нас на много десятилетий назад. Но за счёт того, что большевики всё-таки, в лице Сталина, стали снова собирать страну, в 1922 году было создано некое подобие Российской империи – Союз Советских Социалистических Республик. Страны выживают, кто как может. Мы тоже расширяли свои границы. Что нам сдался этот Крым? В Крыму есть город Феодосия, который раньше назывался Кафа. Это был центр работорговли в Крыму. За двести лет шесть миллионов подростков и детей были похищены из центральной России и проданы на рабовладельческом рынке в Турцию и дальше. Воровали крымские татары, турки и наши замечательные казаки – рейдами ходили. Особенно зарабатывал на этом знаменитый Пугачёв, которого мы романтизировали. Бандит! Он просто уводил с Яика (с Урала) детей партиями – особенно ценились мальчики, будущие работники. Из них доходило до Кафы процентов двадцать пять – остальные умирали по дороге. Гавриил Романович Державин, будучи поручиком, отбил двести молодых людей, которых отряд Пугачёва гнал на продажу. Молодая кровь уходила туда…

Всю жизнь выживали! Моисей водил евреев по пустыне. Помните, какого размера была эта пустыня? Маленькая – треть Псковской области. Вот он сорок лет накручивал там круги. Они на него орали: верни нас в Египет; верни нас к местным котлам! За сорок лет частично вымерли, частично попривыкли, частично почувствовали вкус свободы, вкус хождения с Богом… пребывания в Боге. Когда они оценили взаимоотношения себя лично с Богом, прошло сорок лет. Так же и русский народ последние десятилетия всё больше понимает ценность того, что мы от этого ушли. Перестройка началась в 1985 году, а в 2025-м исполнится сорок лет хождения нашего народа вокруг да около. К этому времени, я уверен, будет особое переосмысление своего пути и истинных ценностей.

Как распознать призыв к монашескому служению?

Митрополит Тихон: Когда захочется быть только в монастыре, полностью отдать себя на сужение Богу, как бы Господь Сам ни распорядился. Он решит мою жизнь в этом ли монастыре, который я люблю, или куда-то меня переведут. Я встал на службу Богу! Главное – это моя любовь к Богу и желание быть с Ним. А обстоятельства жизни меня уже мало касаются.

Каким должен быть настоящий мужчина?

Митрополит Тихон: Человеком слова. Он обещал – и сделал. Он верен своим мировоззренческим принципам. Принципы внутренние очень важны: не предать; не покривить совестью; не лгать; быть надёжным другом, человеком, будущим супругом; принимать на себя ответственность. Александр Сергеевич Пушкин был гением, но человеком был тяжёлым. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты…» — посвящение Анне Керн. А через несколько дней он пишет своему другу омерзительный комментарий на неё. Или его эпиграмма «Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда, полуподлец, но есть надежда, что будет полным наконец…» на Воронцова, к которому Пушкин был прислан в Кишинёв в лёгкую ссылку. Граф Воронцов был потрясающим человеком. Происходил из очень богатой семьи. Мальчишкой пошёл воевать в 1812 году, был в Бородино, дошёл до Парижа. Наши офицеры гульнули тогда в Париже. Они не грабили, но брали вино и другие товары под расписку. К концу пребывания русских войск в Париже образовался гигантский долг, который Русская армия должна была заплатить французским кондитерам, виноторговцам и так далее. И тогда Воронцов, как человек чести, заплатил Франции за всю Русскую армию огромную сумму, чем спас офицерскую и солдатскую честь многих русских людей. В Молдавии к Пушкину он относился прекрасно, ценил его талант. Пригласил его к себе дом пообедать. У Воронцова была красавица жена. Александр Сергеевич, который не пропускал в своей жизни ни одной юбки, стал приставать к женщине. Она рассказала мужу, и Воронцов отказал ему от дома. Пушкин сочинил на него эпиграмму, которая осталась в веках. И все думают: какой мерзавец он был! А Моцарт и Сальери? Сальери был гениальный композитор, который во времена Моцарта был намного популярнее, чем Моцарт. Конечно, он его не травил. Но Пушкин создал такую легенду и на её основе – гениальную драму «Моцарт и Сальери». На века и у нас, и за границей Сальери стал образом мерзавца, предателя и отравителя.

Настоящий мужчина не должен такими вещами заниматься. Надо быть добрым и снисходительным. Сильным – когда надо пресечь зло. Но себя никогда не ставить на первое место. Утверждать своё мировоззрение, свою идею.

Что самое лучшее можно сказать в утешение человеку?

Митрополит Тихон: Для меня утешение – это когда ты даёшь человеку силы в жизни. Причём эти силы не должны быть ложными. Бог реально даёт нам силы. Поэтому самое универсальное – доверься Богу, молись, делай что до́лжно, и Господь управит. Всё время по жизни это подтверждается. Должна быть связь с Богом. Он должен быть любимым, самым желанным, самым близким для тебя Существом – ближе, чем сама душа. Надо научиться с Ним общаться; научиться не только так воспринимать Его, но и жить по Нему. Это самое важное. Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек (Пс.124:1). Это абсолютная истина в том, что Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилует и спасёт нас. Аминь.

Как Вы планируете время? Имея такие обязанности, успеваете даже писать книги!

Митрополит Тихон: У нас у всех мобилизационное сознание. Приходит время – всё бросаешь и начинаешь что-то делать. Но у меня есть один секрет: если становится совсем тяжело и слишком много дел, я навалю на себя ещё.

В чём должно быть сходство и различие белых и чёрных священников во внутреннем состоянии, во внешней форме совершения обязанностей священнослужителя?

Митрополит Тихон: Внутреннее состояние белого священника – это забота о семье. Вы должны заботиться о детях, о жене, о сохранении семьи; быть безумно бережным по отношению к супруге; не устраивать никаких домостроев. Некоторые православные студенты начинают строить домострой: ты должна подчиняться; через меня тебе воля Божия открывается. Категорически нельзя! Наоборот, бережно, с любовью, снисходительно, без попустительства капризов формировать из подруги свою настоящую жену: заботливую о вас, хорошо готовящую. Восторги чувств-с быстро уйдут, а кушать хочется всегда. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника (Быт.2:18) — говорится в Священном Писании. Должна быть помощником, таким дружком, чтобы поговорить. Если вам не о чем поговорить два месяца, пока вы общаетесь – у вас впереди семьдесят лет. О чём вы говорить-то будете? Должна быть любовь; должны быть очень добрые отношения. Во всяком состоянии вы должны её любить. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Монашеская жизнь для слабых христиан, а жизнь семейная – для христиан сильных».

Как может человек повлиять на своё положение? Если от Бога тебе суждено быть архиереем, то ты не станешь затворником, как бы ты не хотел?

Митрополит Тихон: Закон есть только один: Даст ти Господь по сердцу твоему (Пс.19:5). Хочешь быть затворником – будь им. Но тогда, когда тебя благословят законным путём. Надо пожить послушником; посмотреть, для монастыря ты подходишь или нет; пожить в послушании и так далее. Формируется душа… Главное для священника белого, священника чёрного, монаха – исполнение заповедей евангельских.

Насколько влияет на судьбу сам человек и как?

Митрополит Тихон: Никак человек не влияет на свою судьбу, кроме как проблемы себе создаёт. У Леонида Дербенёва есть потрясающие стихи: «А мир устроен так, что всё возможно в нём, но после ничего исправить нельзя…» Прежде чем действовать, надо вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: «Чтобы не ошибаться, не до́лжно торопиться». Не торопиться, не гнать; подождать, как Господь начнёт этим распоряжаться. Возникла проблема – начинаешь молиться: Скажи мне, Господи, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс.142:8). Просите Его – Он же живой и всемогущий! Вы сами увидите, как в нужное время всё свершится. Второй, третий, четвёртый раз это ощутив, в вас и вера укрепится по-настоящему, и спокойное отношение возникнет к тому, что Господь не подведёт.

Как Вы видите эсхатологическую роль Китая – нехристианского государства?

Митрополит Тихон: В Китае сто сорок миллионов христиан – это население Российской Федерации. Это протестанты и католики, православных почти нет. Я надеюсь, что какая-то часть китайцев придёт к православию.  Конечно, каждая страна работает на свои интересы. Дружбы в политике нет; есть только интересы. Китай – это абсолютно самодостаточная великая страна. Европа технологически стала той Европой, которая продолжает быть сейчас где-то лет шестьсот назад. А до этого несколько тысячелетий превалировал Китай. Всё меняется, всё идёт циклично – это же история. Мы для них жизненно необходимы – так же жизненно необходим в сложившейся ситуации для нас Китай. Китайцы прекрасно понимают, что, если сейчас нас прогнут и изменят строй в России, Россию натравят на Китай.

Китай – особая страна. Почему в России не так хорошо, как в Китае? Китайцев мало… Китайцы очень трудолюбивы, дисциплинированны и системны, потрясающе учатся. Китайцы – одна из самых древних цивилизаций. Я дружу с послом Китая в России почти двадцать лет. Он объяснил, почему китайцы совсем другие: «У нас почти шесть тысяч лет письменная история, которой нет ни у кого. Язык немного менялся, но любой китаец прочтёт древние иероглифы. Раньше за мировым столом сидели шумеры и китайцы; потом шумеры, ассирийцы и китайцы; затем ассирийцы, египтяне и китайцы; потом египтяне, греки и китайцы; потом римляне и китайцы; потом арабы, византийцы и китайцы. А вы сели за этот мировой стол только после сороковых годов XX века – достойно, конечно. Но мы за ним всегда». У них своё мироощущение, своя цивилизационная задача; свой ум; свои достижения, не сравнимые с нами; своя стратегия, возможности. Нам надо понимать, что это на сегодняшний день цивилизация номер один.

А у нас своя цивилизация. У нас другие силы, другие возможности. Россия поднимается понемножечку… К сожалению, у наших западных друзей есть один принцип. Они определили, до какого уровня может подниматься Россия. Какая бы Россия ни была — монархическая, буржуинская, социалистическая, рыночная – достигли этого уровня – надо долбить, пока не спустить максимально низко, а потом лет сто можно вставать с колен. И так, пока снова не упадём… Это тоже такая данность.

Вы сказали о нашем сорокалетнем шествии…

Митрополит Тихон: В 1985 году все бредили великой цивилизацией; не видели в ней никакой опасности; спали и видели оказаться там; делали это главным в своей жизни. Есть отвратительное слово «комфортно». Не может человек стремиться к комфорту, не имеет права – он перестаёт быть человеком; он становится не сыном Божиим, а потребителем. Мы прошли искушения и испытания рынком, который мы всерьёз приняли; стремлением к комфортности; идолопоклонством перед Западом; презрением к своей собственной стране. Сейчас у нас это всё пересматривается. Если бы этих сорока лет не было, так уже никто не скажет.

Спасибо вам за молитвы, за очень интересные и искренние вопросы. Сейчас учитесь в первую очередь молитве и хождению пред Богом. Отец Андрей вам расскажет, что такое постоянное «хождение пред Богом» и непрестанная молитва. К четвёртому курсу у вас навык восхождения и потребность должны быть. Это будет залогом самого главного в вашей жизни – благословения Божия всегда.

Онлайн-экскурсия по семинарии
Официальный сайт Московской Патриархии
Псковская митрополия
Псково-Печерский монастырь