В неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец студенты молились за воскресным богослужением

23 декабря 2023 года, в канун памяти преподобного Даниила Столпника, студенты Псково-Печерской духовной семинарии молились за всенощным бдением в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря. Бдение возглавил исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Иларион (Карандеев). Его Преподобию сослужили: иеромонах Андрей (Коротков), исполняющий обязанности ректора семинарии; братия в священном сане.

24 декабря 2023 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице святых праотец, по благословению митрополита Псковского и Порховского Арсения богослужение возглавил митрополит Симферопольский и Крымский Тихон. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Иларион (Карандеев), исполняющий обязанности наместника монастыря; иеромонах Андрей (Коротков), исполняющий обязанности ректора семинарии; братия в священном сане.

Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Дорогие братья и сёстры! Как я рад видеть сегодня вас здесь, в этом храме, где по благословению правящего архиерея владыки Арсения я совершил вместе с вами Божественную литургию!

Воскресный день… Воспоминания не только о Воскресении Христовом; воспоминания о завете между каждым из нас и Господом Богом; воспоминания о том невидимом мире, в который мы все вступили. Память о значимости этого мира особенно отмечается в сегодняшнем Апостоле – Послании к Колоссянам. Вера – это исполнение невидимого. То, что мы видим – это одно. Это очень укоренённая в нас реальность, которая совершенно объективно довлеет над нами. Но, в сущности, сила и исполнение веры не просто не менее значимо для вас – оно значимо бесконечно более.

Апостол начинает свои слова в сегодняшнем Послании: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (Кол.3:1). Помните: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3:27). В смерть Его облеклись и вместе со смертью облекутся в Его Воскресение. Уже воскресли со Христом — эту истину мы слышим множество раз. Но, к сожалению, в силу слабости человеческого духа; в силу того, что мы не придаём этому значения – мы не чувствуем силы, и не просто ежедневной, ежесекундной силы, а могущества этих слов. Мы воскресли вместе со Христом и живём с Ним уже в Воскресении до тех пор, пока не начинаем грешить. Но и согрешив, покаявшись, мы снова Самим Господом восставлены в Его Воскресении.

Мы другие совершенно люди, и по сравнению с самими собой, до Крещения или воцерковления, когда мы ощутили себя частью Тела Христова. Если вы воскресли со Христом, — пишет Апостол – то живите следующим образом; и вы восчувствуете эту иную жизнь. Восчувствуете обязательно, а не так… примерно, в основном на службе, искренне душой своей стремясь к этому, но по-настоящему не понимая. Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол.3:1), – говорит апостол – того, где Христос в Боге; где Христос в Святой Троице; и вы близ Него.

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол.3:3). Многого мы ждём в своей жизни. В детстве ждём, когда мы вырастим и станем взрослыми людьми; ждём работы, творчества, семьи, детей, воспитания, наипаче каких-то духовных открытий. Всё это идёт, но не сразу… Не сразу раскрывается и жизнь в Боге. Лишь бы не бросить этот путь и идти по нему. И тогда самое высшее, что может быть, — это явление каждого человека во Христе во славе – во всём том многообразии замысла, который задумал Господь о каждом человеке. Как в детстве не подозреваем, что такое взрослая жизнь, так и не подозреваем, что такое явление во Христе в силе Его каждого из нас. Только соединившись с Господом, мы это увидим окончательно. А сейчас это всего лишь раскрывается в нас открытиями духовной жизни, событиями нашей жизни.

Для того чтобы раскрывалась в нас духовная жизнь, мы должны продолжать делать то, что произошло с нами в Крещении. Те, кто погрузились в воды Крещения, умерли для мира. Для нас тяжело осознать, что же это такое. Большинство людей имеют семьи, любимых мужей, жён, детей. Это не значит, что вы должны умереть для них. Нет! Ни в коем случае! Но умереть в нас и с нашей же помощью должно другое. Апостол перечисляет это:  Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол.3:5). Если эти страсти в нас мы сможем, с помощью Божией, умертвить, то духовная жизнь будет вырастать в нас зримым образом. Совершенно другие силы, ощущения: радость, свершение, а самое главное – помощь Божия будет являться нам. Кто решается не сделать этого; кто решается жить жизнью ветхого человека (не крещённого, не слышавшего и не уразумевшего эти слова Господа Иисуса Христа об умерщвлении страстей), то будет ни шатко ни валко переваливаться в этой жизни из одной проблемы в другую, из одного несчастья в следующее, из одного недоумения в следующее недоумение. Он Христов, Христос его принял, ждёт его. Но у нас на ногах страшные гири, вериги любимых нами страстей. А человеку всего-то лишь стоит перечитать Евангелие; посмотреть, о чём говорит апостол: злая похоть, злоречие, любостяжание, зависть и прочее. Попробовать от этого стать свободными! И начнётся открываться духовная жизнь во Христе. Или – или… Или ты ленишься, не слушаешь мудрых людей, не прилагаешь усилий к учёбе – и остаёшься неучем и духовным, и интеллектуальным. Или ты преодолеваешь эти качества – и перед тобой открывается целый иной мир познаний, который переходит потом в твою физическую… материальную жизнь величайшим благом. То же самое и здесь…

Апостол пишет: Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол.3:5). Сто́ит нам начать это великое делание, и Бог всегда будет с подобными Ему. Преподобные отцы наши… Почему «преподобные»? В высшей степени подобные Богу. И мы призваны быть преподобными – подобными Богу и даже в высшей степени подобными Ему. А гнев всё равно в противлении. Как говорят: да нет, мне больше нравятся все страсти, осуждённые в Священном Писании и слове Божием; мне в них так хорошо…

Мы слышали сегодня в Евангелии, где призывались на трапезу, на брачный пир множество людей. И все они отказали: у меня одна забота, другая, третья… Куда они призывались? На исполнение этого таинства с Богом. Ну, отбрось ты свои обычные дела, свои страсти! Всё, что касается семьи, детей, работы, необходимых дел, слава Богу, тебе поможется в этом. Отбрось то, что в Священном Писании говорится как нечистота – то есть делание для своих страстей; для себя любимого, даже если ты понимаешь, что это греховно.

Люди, которые смогли или стараются перешагнуть этот невидимый никем порог самоотречения, как бы больно им вначале не было, вдруг обретают бесконечность и Бога. Вдруг Бог начинает исполнять их прошения и желания; Он начинает строить их жизнь совершенно по-иному, потому что соединился с ними по Своей любви и благодати.

Читайте, дорогие братья и сёстры, великую книгу Евангелие – с толкованиями, с размышлениями святых отцов. Положите остаток нашей жизни на то, чтобы делом попытаться исполнить то, что в Новом Завете написано. И тогда делом явится всем нам Господь в этой жизни. А если будем двойствовать, будем неустроенными на путях наших, то Господь всё равно не оставит. Он любит Своих чад. Но как много человек потеряет! Так же, как потеряли обретшие волов, земли, ещё что-то – люди из притчи, которую мы слушали сегодня. Они обрели многое – к чему так страстно стремилась их душа. А самого большего и возможного они лишились, прошли мимо. А этого уже во всей полноте не вернёшь».

         

         

Фото: Артемий Бондарев

.

Пресс-служба Псково-Печерской духовной семинарии.

Онлайн-экскурсия по семинарии