Владыка ректор возглавил Божественную литургию в новогоднюю ночь

В ночь с 31 декабря на 1 января 2024 года и.о. ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, духовенство из числа братии и гости обители.

 

Некоторые студенты семинарии, оставшиеся на праздники в стенах духовной школы, традиционно помогали отправлять богослужение, пели в братском хоре под управлением регента инока Олега (Гладышева), пономарили.

По запричастном стихе митрополит Арсений поздравил всех собравшихся с новым наступившим гражданским годом и обратился со словами проповеди:

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, благочестивые паломники, прихожане святой обители, сердечно поздравляю с наступившим Новолетием, наступившим согласно гражданскому календарю, но это празднование имеет христианские корни. Возникший когда-то как светский праздник, он возник в то время, когда все-таки вера и христианская культура гораздо больше проникали и в общественную, и политическую, и семейную жизнь людей. И поэтому его «светскость», так сказать, условна. Он пронизан религиозными, христианскими смыслами, если вдуматься.

Прежде всего, если говорить о том Новолетии, которое было когда-то на Руси, в допетровскую эпоху, то это был собственно религиозный праздник. И он продолжал древнейшую традицию, с которой было сопряжено воспоминание о Сотворении мира. Когда-то в древнем Израиле в Иерусалимском храме ветхозаветной Церкви совершалось особое богослужение в этот день, и люди приносили Господу покаянные молитвы, просили Его благословения на наступающий год, и вместе с тем в этом богослужении они как бы приобщались к творческой и очищающей силе своего Господа. Эта же традиция проникла и в Христианскую Церковь. И это Новолетие, которое начинает собою круг церковных праздников, мы отмечаем 1 сентября по старому стилю, согласно византийской эре «от Сотворения мира». Но в петровские времена из Европы проникает и этот, условно – повторюсь – светский праздник, потому что он на самом деле имеет религиозную основу, а именно, он привязан к Рождеству Христову. Это не сам по себе условный какой-то «новый год». Само наименование «Новый год» или «Новое лето» в церковном календаре отсылает нас к тому чтению, которое звучит на молебне, положенном на Новое лето; к тому евангельскому зачалу, которое прозвучало сегодня на литургии, когда Господь Иисус Христос в начале Своего общественного служения приходит в Назаретскую синагогу и, раскрыв книгу пророка Исаии (Ис.61:1–3), читает: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Лк.4:18-19). И закрыв свиток, обратившись ко всем собравшимся, Он начал говорить им: ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами (Лк.4:21). Это отрывок о пришествии Мессии, Царя-избавителя, Спасителя, Которого веками ожидал этот народ. И можно представить, какими странными, какими необычайными словами показались эти слова для соотечественников Иисуса, жителей Назарета. Он в этот момент Сам засвидетельствовал о Себе, что Он и есть обещанный Спаситель мира, Христос; и что то самое лето Господне благоприятное (Ис.61:1–3), о котором пророчествовал древний пророк, как о начале нашего спасения, начинается, оно сейчас наступает. И вот празднование христианского Нового года перекликается с благодарением Богу за наше спасение, за начало Нового лета Господня благоприятного; за то, что Господь явился в мир, стал Человеком; за то, что Он принял не только нашу природу, но и разделил с нами и жизнь, и смерть, сойдя во ад, и воскрес, для того чтобы и нас совоскресить с Собою. Он приобщился нашей природе, для того чтобы мы стали причастниками Его Божества.

 

Мы все с вами живем в эпоху Нового Завета, а Новый Завет – это и есть Новая эра – эра от Рождества Христова — то, что когда-то в советское время стыдливо называли просто «нашей эрой». Но даже в этом названии присутствовал отзвук того, что значит «наша» – наша со времен Христа, Новая эра, Новая эпоха, Новый Завет. Это эра сынов и дочерей Божиих. Это эпоха Царствия Божия, явленного в силе, которое даровано нам, и причастниками которого мы все с вами призваны стать. Мы живем в свете Нового Завета, в этом самом лете Господнем благоприятном (Ис.61:1–3). И за это приносим благодарение Спасителю.

Самое важное, может быть, за что мы приносим сегодня благодарение, – это за то событие, которое спустя несколько дней мы будем отмечать – Его Пришествие в мир и наше с вами спасение. Но, помимо этого, в жизни каждого человека – абсолютно каждого – есть множество поводов для благодарности Богу. Большинство событий, обстоятельств, людей, которые нас окружают, – это повод для благодарности, ежедневной искренней благодарности Богу. И мы сегодня напоминаем себе об этом, принося Богу в начале Нового лета и просьбу о прощении наших грехов, и просьбу о благословении новой страницы нашей жизни. Мы учимся и благодарить – благодарить за каждый прожитый день, за каждого человека, который есть в нашей жизни, за каждый дар Божий (а они неисчислимы), стоит только внимательно посмотреть на свою жизнь, оглянуться, перестать унывать и думать «какой я несчастный, как все плохо…» Не все плохо! В нашей жизни много хорошего! Вся наша жизнь может быть сплошным поводом для благодарности Богу. Но даже те обстоятельства, которые кажутся нам скорбными или сложными, – и в них мы учимся благодарить Бога, потому что учимся доверять Ему. И спустя время, возрастая в мудрости, в духовном опыте, мы видим, как и сквозь такие тесные обстоятельства нас ведет всеблагой и любящий промысл Божий, выправляя нас к нашему подлинному благу, ведя нас по пути спасения. Поэтому, благодаря сегодня Господа, будем учиться каждый день жить в этой благодарности, и таким образом наша жизнь станет жертвой чистой, жертвой благодарения для Бога. Мы посвящаем Богу самих себя, друг друга и всю жизнь нашу для того, чтобы Он принял этот наш дар и освятил его, вошел в нашу жизнь, освятил Своим присутствием, наполнил Своим присутствием каждый день нашей жизни. И самое лучшее, самое важное и, может быть, дорогое, что нам остается сделать, – это осознать, это почувствовать Его присутствие. Сквозь грохот, сквозь суету этого мира – остановиться, вслушаться в свое сердце, всмотреться в обстоятельства своей жизни; в то добро, в ту любовь, которая окружает нас, в те дары Божии, и почувствовать Его присутствие. А если не чувствуем – просить Его, чтобы Он явил Себя нам и взял нас за руку, и, никогда не отпуская, вел бы нас по пути всей нашей жизни каждый день, день за днем – так, чтобы мы вместе с Ним и перешли бы и за порог временного жития в вечность.

 

Будем учиться благодарности, будем учиться этому благодарению. Неслучайно же, что самое важное богослужение нашей Православной Христианской Церкви называется Евхаристией, что значит по-гречески «благодарение». Мы благодарим Бога за все Его дары, за творение мира; за то, что Он призывал нас из небытия в бытие; за то, что Он спас нас; за то, что Он принимает эту нашу службу. Мы благодарим Его и учимся благодарить всю жизнь так, чтобы вся наша жизнь могла быть такой вот «евхаристией», благодарением – то есть присутствием Божиим; жизнью с Богом, наполненной радостью, любовью, светом. Пусть Господь благословит каждого из нас, братию этой обители, всех вас, дорогие прихожане и паломники, разделившие с нами в этот день первые минуты, первые часы Нового лета Божественную трапезу и сотворившие с нами общую молитву. Молимся, чтобы Господь благословил всех нас, наших близких, нашу жизнь миром Своим и любовью Своею. Аминь».

Фото: Артемий Бондарев.
Пресс-служба Псково-Печерской духовной семинарии.

 

Онлайн-экскурсия по семинарии